СССР
1946-1989
спецпроект
В послевоенное время перед Советским Союзом стояла сложная задача - восстановить все, что было разрушено.

Улан-Удэ начинает активно развиваться - в послевоенное время открывается тонкосуконная фабрика, мотороремонтный и молочный заводы.

Большое внимание уделили реконструкции уже действующих предприятий. Из заводов “Механлит”, “Металлширпотреб” и моторемонтного создают два новых завода - “Электромашина” и “Теплоприбор”.
Промышленность города в 1964 году выпустила продукции на сумму 256,7 млн. руб.
Изделия улан-удэнских предприятий отправлялись почти во все крупные экономические районы страны,
а также в некоторые зарубежные страны.
Приборы с маркой Улан-Удэнского завода «Теплоприбор» поставлялись 18 странам мира - Японии, Кубе, Чехословакии, Венгрии, Объединенной Арабской Республике и др.
← завод «Теплоприбор»
С 1952 года площадь Советов начинает приобретать привычный для нас облик.
Первым достраивают здание театра оперы и балета, затем на главной площади города убирают сквер и фонтаны, покрывают это место асфальтом.

А к 100-летию Владимира Ленина там появляется символ советского периода истории нашего города и главная достопримечательность - памятник Ленину.
С 1952 года площадь Советов начинает приобретать привычный для нас облик.
Первым достраивают здание театра оперы и балета, затем на главной площади города убирают сквер и фонтаны, покрывают это место асфальтом.

А к 100-летию Владимира Ленина там появляется символ советского периода истории нашего города и главная достопримечательность - памятник Ленину.
Памятник на площади Советов является самой большой скульптурой головы Ленина в мире.

Его высота - 7,7 метра, ширина - 4,5 метра, вес - 42 тонны.

Голова Ленина была отлита на Мытищинском камнерезном заводе в виде двух половин и доставлена в Улан-Удэ по железной дороге.
← Открытие памятника в 1971 г.
УУАЗ
Новый завод - новая жизнь
История о том, как в советское время вместе с УУАЗ строились два района и новая жизнь улан-удэнцев
После первой мировой и гражданской войн перед советской властью встала важная задача - восстановить все то, что было разрушено и практически с нуля построить новое, современное государство.

В кратчайшие сроки по всей территории СССР стали появляться сотни промышленных объектов, вместе с ними образовывались и крупные рабочие поселки.

Новые дома, школы, парки, благоустроенный быт и налаженная инфраструктура - как в советское время расширялся Улан-Удэ благодаря промышленным гигантам?
Крылатая пара
До 1936 года территория, которую ныне занимают посёлки Восточный и Загорск была лесистой окраиной города на левом берегу Уды. Застройка этих районов совпала и была напрямую связана с началом возведения Улан-Удэнского авиационного завода.
Первым директором УУАЗ и начальником стройки был военный Геннадий Петров. Изначально завод был образован, как филиал иркутского авиационного. Уже через три года была сдана в эксплуатацию первая очередь, а свою деятельность завод начал с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ в 1939-м.
За 4 года (1937-1941г.) в поселке «Временный» (позднее за ним закрепилось название «Площадка») рабочие успели возвести двухэтажную больницу, а также школу, клуб, магазины, баню и 25 многоквартирных домов барачного типа. В последних селились будущие заводчане и первые строители.
В начале Великой Отечественной войны улан-удэнцы осваивают выпуск фюзеляжей и оперения основного фронтового бомбардировщика Пе-2, который был очень нужен фронту. С 1943 года завод приступает к полноценному выпуску самолетов. Во время войны это были модели ОКБ Лавочкина: истребители Ла-5 и Ла-7.
Сплоченным трудом
В послевоенные годы поселок быстрыми темпами модернизировался - большую часть жителей переселили из двухэтажных бараков, построенных своими руками, в многоквартирные дома.
К 1960 году площадь жилой зоны поселка авиастроителей увеличилась в три с половиной раза.
Под руководством директоров У-УАЗ Серафима Исаева, а затем Юрия Конышева начали строить поселок Восточный, продолжить его строительство было поручено Юрию Кравцову.

Руководство авиазавода в то время отвечало не только за слаженную работу производства, условия труда, объемы и качество техники, но и за весь социально-культурный быт жителей поселков.
Строительство ДК «Рассвет»
ДК Рассвет сдан 12 февр 1977г.
ДК Рассвет вид сверху
Улицы жилых кварталов поселка Восточный получили имена авиационных конструкторов Советского Союза: А. И. Микояна, С. П. Королева, Н. И. Камова, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева.
Да и сами жители ратовали за благоустройство поселка. Они прилагали все усилия, чтобы микрорайон был комфортным для проживания, а городские власти часто отмечали чистоту, озеленение и благоустройство поселков высшими наградами в городских конкурсах.
План благоустройства поселка Загорск ежегодно утверждался директором авиационного завода. В нем предусматривалось озеленение, асфальтирование улиц и тротуаров.
Все старания оказались не зря - поселку удалось совершить мощный рывок в социальном развитии. В 60-х годах Загорск и Восточный опередили все районы города по количеству магазинов, школ и детских садов.
Заводчане на этом не остановились и методом народной стройки возвели дворец культуры и первый бассейн в Улан-Удэ.
90-е подкосили всех, и авиазавод не стал исключением. Из-за сложной экономической ситуации содержание большого жилищного фонда стало непосильной ношей.

В апреле 1993 года Улан-Удэнское авиационное производственное предприятие передало в муниципальную собственность города Улан-Удэ 303 многоквартирных дома, две бани, 14 дошкольных учреждений, Дворец культуры «Рассвет», библиотеки и стадион «Забайкалец».
Чем поселки живут сейчас?
21-22 мая 2021 года в парке имени Героя Советского Союза Д. Ж. Жанаева прошла акция «Посади дерево», в которой участвовали ветераны завода, заводчане, студенты авиационного техникума. Была высажена аллея «Серебряные волонтеры» из ёлочек и деревья на аллее ветеранов.
Загорск и Восточный всё также успешно растут и развиваются. Конечно же, не без участия местных жителей - по старым традициям сплоченное население поселка и сотрудники Улан-Удэнского авиационного завода выходят на субботники по озеленению и посадке деревьев.
21-22 мая 2021 года в парке имени Героя Советского Союза Д. Ж. Жанаева прошла акция «Посади дерево», в которой участвовали ветераны завода, заводчане, студенты авиационного техникума.

Была высажена аллея «Серебряные волонтеры» из ёлочек и деревья на аллее ветеранов.
УУАЗ всё также принимает активное участие в жизни поселка, только теперь совместно с городскими властями, депутатами Горсовета и Народного Хурала Бурятии.

Благодаря общим усилиям за последние годы была обустроена детская площадка в сквере им. В.И. Ленина, проведены реконструкция и благоустройство сквера “Молодежный”, отремонтированы стела и фонтан в сквере, высажены крупномерные деревья, произведено благоустройство сквера “60 лет Победы”. Реконструирован обелиск ветеранам трудового фронта.
К сожалению, не всем крупным советским предприятиям удалось сохранить мощный потенциал до наших дней. УУАЗ под руководством бессменного руководителя - Леонида Яковлевича Белых - сделал практически невозможное - сохранил производство, развивается технологически, расширяет производственную линейку.

Сегодня Улан-Удэнский авиационный завод - одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России», один из ведущих заводов Союза машиностроителей России в Бурятии. Завод инвестирует в социальные проекты и, как и прежде, определяет жизнь и благополучие посёлков вокруг.
Комфорт для ребятишек
Среди социально значимых проектов предприятия – инклюзивная детская площадка (общая стоимость около 9 миллионов рублей), открытая У-УАЗ совместно с благотворительным фондом «Обнаженные сердца» в парке культуры и отдыха. Эта площадка с 25 игровыми элементами и конструкциями стала любимым местом отдыха жителей поселков авиастроителей.
Благодаря малым архитектурным формам акцент сделан на вертолетную тематику. Для малышей возведен игровой комплекс в виде вертолета с горками, лестницами, качелями.

Также силами городских и республиканских депутатов, при финансовой поддержке завода был восстановлен футбольный стадион возле лицея №27. Современное футбольное поле с искусственным покрытием, специальные беговые резиновые дорожки появились благодаря финансовой поддержке завода, средствам местного бюджета и средствам, выделенным на реализацию наказов депутата Народного Хурала РБ И.В. Марковца.
А дальше наступил ещё один сложный период в истории - развал Советского Союза.