Охрана окружающей среды
Среднесрочная стратегия
Цель
Cохранение и улучшение благоприятной окружающей среды
Основная задача
Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
Реализация направления предусматривает сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов и снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Пути решения:
Реализация территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия;
Строительство комплексного предприятия по переработке твердых коммунальных отходов.
Экологическая ситуация в Республике Бурятия характеризуется высоким загрязнением атмосферного воздуха, значительными экологическими последствиями экономической деятельности. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности, отсутствует достаточное количество объектов для утилизации и размещения отходов.

Остаются значимыми проблемы:

  • загрязнение твердыми коммунальными отходами территорий поселений;
  • сбои в работе коммунальных служб из-за отсутствия объектов утилизации и размещения твердых коммунальных отходов

По федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал» в 2017-2020 гг. будут продолжены мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р.Селенга в районе пос. Стеклозавод г.Улан-Удэ; работы по ликвидации последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. В текущем году начинаются работы по ликвидации последствий на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза, что позволит обеспечить сохранение озера Гусиное.

В 2017 году начинаются работы по значимому объекту «Реконструкция правобережных очистных сооружений г. Улан-Уэ», что в конечном итоге позволит сократить поступление загрязнённых сточных вод в бассейн озера Байкал на 49,7%. Планируется завершить строительство очистных сооружений в г. Кяхта и полигона ТБО в с. Петропавловка Джиниского района.

В 2018 - 2020 гг. в рамках ФЦП «Охрана озера Бай кал» будет продолжена реализация мероприятий по строительству, модернизации, реконструкции очистных сооружений и полигонов ТКО, начало работ по модернизации систем теплоснабжения. Планируется начать работы по реконструкции Большереченского, Селенгинского, Баргузинского рыбоводных заводов, что позволит повысить эффективность использования их производственных мощностей, и сохранить популяцию байкальского омуля на промысловом уровне.

Министерство принимает активное участие в разработке паспорта приоритетного проекта по направлению стратегического развития РФ «Экология».


Согласно проекту паспорта приоритетного проекта, представленного на согласование Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в рамках проекта за период 2017-2025 гг. планируется достичь следующих целей:
Обеспечить полную очистку сточных вод в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
Обеспечить полную очистку сточных вод в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
Полностью ликвидировать несанкционированные свалки в ЦЭЗ БПТ и сформировать эффективную систему управления отходами;
Обеспечить рекультивацию территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению (накопленный экологический ущерб);
Обеспечить снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников теплоснабжения, предприятий теплоэнергетики и других хозяйствующих субъектов;
Обеспечить развитие государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды и проведение комплексных научных исследований озера Байкал и Байкальской природной территории.
Водные полномочия
В рамках реализации полномочий в области водного хозяйства в 2017-2022 годы в рамках федеральных целевых программ (при наличии финансирования) планируется реализация 5-ти мероприятий по защите от негативного воздействия вод (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений) и 4-х мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений).

Реализация данных мероприятий позволит защитить 57,0 тыс. человек от негативного воздействия вод, предотвращаемый ущерб составит более 54,0 млрд. рублей.

Также ежегодно на осуществление переданных полномочий в области водных отношений выделяются субвенции из федерального бюджета. Ежегодный лимит составляет 28-30 млн. рублей. В рамках предоставляемых средств планируется проведение превентивных водохозяйственных мероприятий, включая расчистки русел рек для предотвращения негативного воздействия вод в целях защиты населения, а также определение границ водоохранных зон водных объектов и закрепление их на местности.
Совершенствование нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, внесение изменений в законодательство в части обеспечения возможности:
Ликвидации последствии чрезвычайных ситуации в лесах в виде проведения сплошных рубок;
Строительства объектов социально-инженерной и туристско-рекреационной инфраструктуры на землях лесного фонда, переведенных в другие категории;
Регистрации права собственности на земельные участки, расположенные в границах участка всемирного природного наследия;
Проведения государственной экологической экспертизы проектной документации только для технологически сложных и опасных объектов, размещение и строительство которых планируется осуществлять в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
Создания туристско-рекреационной инфраструктуры за счет взимаемой платы с туристов, посещающих особо охраняемые природные территории регионального значение.
Развитие туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территории регионального значения, за счет использования механизмов государственно-частного партнерства, через:
Совершенствование положений об ООПТ, в части исключения двойственной трактовки природоохранного режима на них;
Утверждение Схемы размещения и развития ООПТ на долгосрочный период;
Закрепление охранных обязательств по ООПТ за хозяйствующими субъектами;
Создание и развитие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры (создание визит-центров; увеличение сети экологических троп и др.)
Создание и развитие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры (создание визит-центров; увеличение сети экологических троп и др.)
Сохранение редких и исчезающих объектов животного мира, в т.ч. которые впоследствии могут быть использованы как охотничьи ресурсы.
Природоохранная деятельность
Цель
Соблюдение требований природоохранного законодательства в сфере животного мира и природопользования.
Для достижения цели установлены следующие задачи:
1
Обеспечение рационального использования объектов животного мира, в том числе отнесенных к объектам охоты
2
Обеспечение соблюдения законодательства в сфере сохранения и рационального использования объектов животного мира, в том числе отнесенных к объектам охоты
3
Обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами природоохранного законодательства
Основные мероприятия:
Охрана и использование охотничьих ресурсов;
Охрана и использование охотничьих ресурсов (за исключением полномочий Российской Федерации по федеральному государственному охотничьему надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений);
Охрана и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);
Регулирование численности волков;
Осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений;
Осуществление регионального государственного экологического надзора на территории Республики Бурятия;
Контроль и надзор в сфере животного мира и природопользования.
Выполнение мероприятий позволит:
Обеспечить ежегодный государственный мониторинг численности охотничьих животных в отношении 83 видов
Установить лимиты и квоты добычи охотресурсов ежегодно до 1 августа, что обеспечит охотхозяйственную деятельность 61 юридического лица и индивидуального предпринимателя, имеющих 86 охотхозяйств;
Обеспечить конституционное право граждан (в пределах 20-25 тыс. чел. ежегодно) на пользование животным миром, в т.ч. охотресурсами;
Пополнить федеральный и региональный бюджеты за счет налоговых платежей за пользование животным миром в пределах 3,1 - 3,5 млн. руб., оплаты за охотничьи угодья;
Повысить эффективность мер по регулированию численности волков на территории Республики Бурятия, что повлечет снижение ущерба от хищничества волков экономики республики;
Повысить эффективность мер по регулированию численности волков на территории Республики Бурятия, что повлечет снижение ущерба от хищничества волков экономики республики;
Повысить эффективность мер по регулированию численности волков на территории Республики Бурятия, что повлечет снижение ущерба от хищничества волков экономики республики;
Создать условия для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду;
Обеспечить комплексный государственный контроль и надзор за выполнением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
Повысить экологическую культуру населения Республики Бурятия.