Лесное хозяйство

Среднесрочная стратегия
Леса Республики Бурятия занимают площадь 29639,0 тыс. га, или 84,3 % от общей земельной площади республики. Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, является Республиканское агентство лесного хозяйства. В его ведении находятся леса, расположенные на землях лесного фонда, занимающие 27010,8 тыс. га, или 91,1% от общей площади лесов Республики Бурятия.
Цель
Повышение эффективности использования лесных ресурсов, воспроизводство (восстановление), охрана и защита лесов.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление в Республике Бурятия, относятся:
Недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала
Давность проведения лесоустройства в лесах республики, что не дает возможности реально оценивать наличие и состояние лесных насаждений
Недостаточно развитая лесная инфраструктура, отсутствие достаточного количества лесных дорог, что не дает возможности осваивать удаленные участки лесного фонда, что так же сказывается на проведении мероприятий по охране лесов от пожаров
Высокий уровень нелегального оборота древесины
Проблема переработки лесосеменного сырья хвойных пород для воспроизводства лесов
Недостаточность средств субвенций на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах, куда входят расходы по содержанию учреждения, выполняющего работы по охране лесов от пожаров, в том числе авиабазы и личного состава пожарно-химических станций
Недостаток квалифицированных кадров, что связано с низким уровнем оплаты и производительности труда, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов, квалифицированных кадров по разным направлениям лесопромышленной деятельности
Отсутствие поддержки молодых специалистов лесной отрасли
В соответствии с указанной целью и учетом проблем лесного хозяйства развитие лесного хозяйства Республики Бурятии предусматривает решение следующих основных задач:
1
Обеспечение рационального и интенсивного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
2
Повышение эффективности кадрового управления в сфере лесного хозяйства Республики Бурятия.
Решение указанных выше проблем и задач требует скоординированных мероприятий централизованно, в том числе на федеральном уровне.
Мероприятия по направлениям деятельности

Учет лесного фонда
1
Проведение кадастровых работ и внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о землях лесного фонда посредством кадастрового учета лесных участков даст возможность четко определить и зафиксировать местоположение границ земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
2
Ведение государственного лесного реестра (ГЛР) и внесение в него сведений о границах лесничеств Агентством, как органом уполномоченным на ведение ГЛР без электронной базы координат границ лесничеств затруднено. Для достоверного выполнения работ необходимо создание единой геоинформационной системы позволяющей обрабатывать информацию о границах лесничеств и передавать ее в органы государственной кадастровой недвижимости (ГКН).

3
На основании изложенного, необходимо выделение средств:

При средней стоимости затрат на проведение лесоустроительных работ 150 руб. на площади 18 443,3 тыс. га – площадь земель лесного фонда с лесоустройством давностью более 15 и более лет, в настоящее время потребность составляет 2,8 млрд. руб.

Строгая регламентация хозяйственной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории площадью 23,7 тыс.кв. км, наложенная Федеральным законом «Об охране озера Байкал», затрудняет социально экономическое развитие четырех административных районов Республики Бурятия.

Расширение границ населенных пунктов не предоставляется возможным, так как большинство из них граничат с землями лесного фонда, занятыми защитными лесами, перевод которых в земли других категорий запрещен подпунктом 2 пункта 1статьи 11 указанного Федерального закона.

4
Необходимо внести изменение в федеральный закон «Об охране озера Байкал», в части введения исключительных случаев, проведение сплошных рубок и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры, необходимых для жизнеобеспечения проживающего населения (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений).

По состоянию на 1 января 2016 года количество граждан, ставших на учет по Республике Бурятия как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (в том числе за счет получения земельных участков под ИЖС) составляет около 1,4 тыс. человек.

Решение вопроса позволит установить единые принципы в вопросах охраны и рационального использования Байкальской природной территорий, регламентации хозяйственной деятельности и, решить проблемы охраны природы с учетом социальных интересов местного населения.

Генеральными планами муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных в ЦЭЗ БПТ, планируется расширение границ поселений для целей размещения объектов государственного и муниципального значения и под индивидуальное жилищное строительство.

Использование лесов
Расчетная лесосека в лесном фонде Республики Бурятия используется на 29,5%. Не развита дорожная инфраструктура, низкая доступность лесосечного фонда.

В целях строительства лесных дорог необходимо развивать частно-государственное партнерство, привлекать бизнес к строительству лесных дорог.

Кроме того, требуется внесение изменений в федеральное законодательство по организации использования лесов:

Установить требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка и порядок её подготовки (часть 12 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ);
Установить Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков (часть 5 статьи 36 Лесного кодекса РФ);
Внести изменения в Порядок представления отчета об использовании лесов (часть 4 статьи 49 Лесного кодекса РФ) в части фото и видеофиксации выполненных лесосечных работ.
Решить вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (п. 1 ч.1 ст. 11), Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 (абзац 2) по снятию запрета на проведение сплошных санитарных рубок на лесных участках, погибших от верховых и интенсивных низовых пожаров на этой территории, на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
Решить вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (п. 1 ч.1 ст. 11), Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 (абзац 2) по снятию запрета на проведение сплошных санитарных рубок на лесных участках, погибших от верховых и интенсивных низовых пожаров на этой территории, на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий.
В настоящее время наблюдается рост недоимки по платежам за использование лесов, в том числе по арендаторам, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Агентством неоднократно вносилось предложение в Рослесхоз о заключении договора аренды по приоритетным инвестпроектам с условием максимального страхования рисков, с введением залоговой системы и прочих обеспечений и гарантий. В этих целях необходимо на федеральном уровне внести изменение в законодательство в части сделанных Агентством предложений
Государственный лесной контроль и надзор
Ситуация в сфере незаконной заготовки и нелегального оборота древесины на территории Республики Бурятия остается острой и требующей решения. Незаконные рубки леса наносят огромный вред окружающей природной среде и значительный материальный ущерб экономике Республики Бурятия и в целом Российской Федерации.

Штатная численность специалистов Агентства, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах Республика Бурятия составляет 247 единиц, по 110 тысяч гектар на одного специалиста, что недостаточно для организации полноценного исполнения переданных полномочий в области осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах. При этом, Приказом Рослесхоза от 21.01.2014 N 21 "Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)" указанный норматив установлен в размере 9,7 тыс. га на одного специалиста.

Необходимо выделение финансового обеспечения численности в количестве 2632 человека лесной охраны на сумму 1561,5 млн. рублей, что в перспективе позволить пресечь нарушение лесного законодательство в полном объеме и преодолеть недостаток кадров в лесничествах.

Воспроизводство лесов
Необходимо приобрести оборудование для переработки и хранения лесосеменного сырья и производства семян в сумме 5,8 млн. рублей, которое может обеспечить в перспективе:

  • получение семян с высокими качествами (преимущественно 1 класса);
  • полное извлечение семян из шишек;
  • высокую производительность при извлечении семян;
  • максимальную механизацию и автоматизацию процесса извлечения семян из шишек;
  • возможность переработки шишек от малых партий (лесосеменных плантаций, плюсовых насаждений и др.);
  • соблюдение са­нитарно-гигиенических требований и техники безопасности.

В перспективе качественное лесосеменное сырье даст высокий прирост древесины на лесных участках с искусственными посадками.

Охрана лесов от пожаров
Распределение субвенций по действующей Методике распределения субвенций приводит к недостаточности финансирования мероприятий по охране лесов от пожаров по республике, к ежегодной кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров. Задолженность за выполнение работ по тушению лесных пожаров 2016 года по состоянию на 20.06.2017г составляет 154357217,48 рублей.
1
На федеральном уровне решить вопрос погашения кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров: внести изменение в постановление Правительства РФ от 15.02.2014 г.№110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в части финансирования мероприятий по ликвидации ЧС в лесах.
2
Необходимо утвердить нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения тушения лесных пожаров с законодательным определением источников их финансового обеспечения.
На федеральном уровне утвердить:

1) нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения тушения лесных пожаров с законодательным определением их финансового обеспечения;

2) внести изменение в бюджетное законодательство и установить целевое назначение средств, формирующихся в бюджете субъекта РФ за счет поступлений лесного дохода от превышения платежей за пользование лесными ресурсами над минимальными ставками платы, в том числе по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемым с субъектами малого и среднего предпринимательства, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В перспективе решение задачи позволит финансировать содержание сил и средств пожаротушения субъекта РФ в достаточном объеме, обеспечить эффективное выполнение мероприятий по наземному мониторингу пожарной опасности в лесах и других лесохозяйственных мероприятий.

3
Несвоевременное обнаружение лесных пожаров приводит к их распространению на значительные площади, ведет к увеличению материальных и финансовых затрат на их ликвидацию. Согласно нормативам проведения авиационного мониторинга для обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров на территории республики требуется в год до 200 млн. рублей, однако субвенций выделяется ежегодно 30 млн. рублей, что составляет 15% от нормативной потребности.

Необходимо решить вопрос передачи полномочия по осуществлению авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах на федеральный уровень и усиление его финансирования. Централизация авиационной лесной охраны позволит более эффективно решать вопросы по авиационному мониторингу и тушению лесных пожаров в авиационной зоне лесного фонда республики.

В целях повышения эффективности кадрового управления в сфере лесного хозяйства и решения вопроса дефицита квалифицированных кадров необходимо разработать на федеральном уровне программу по обеспечению лесных специалистов жильём. Решить вопрос о предоставлении льгот по приобретению дров для отопления, выделение на льготных условиях древесины на строительство жилья молодым специалистам лесного хозяйства.