Флагманский проект «Информ Полиса»
«БОГАТАЯ БУРЯТИЯ»
Истории успеха:
Улан-Удэнский авиационный завод
Проект «Богатая Бурятия» существует чуть больше двух месяцев, но за это время нам уже не раз приходилось слышать о том, что мы сгущаем краски и показываем Бурятию в слишком мрачных тонах.

С одной стороны, мы никогда не делаем голословных утверждений и всегда подкрепляем наши доводы цифрами. С другой стороны, претензии частично оправданы, так как, несмотря ни на что, в Бурятии есть большое количество поводов для гордости.

Именно поэтому в рамках нашего проекта мы запускаем цикл «Истории успеха», в котором будем рассказывать о людях и компаниях, которые внесли и вносят огромный вклад в развитие Бурятии и улучшение жизни ее жителей. Постараемся сделать это, как обычно, наглядно, инфографично и интересно.
Почему авиазавод?
Итак, первый материал цикла «Истории успеха» расскажет об Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ). Почему именно о нем? На это есть огромное количество причин, но, чтобы не растекаться мыслью по древу, приведем главные из них:

Крупнейшее промышленное предприятие Бурятии
Крупнейший работодатель Бурятии
Крупнейший налогоплательщик Бурятии
Слово «крупнейший» в разрезе нашего региона является вполне привычным для У-УАЗ, и оно не раз будет встречаться в нашем материале. Однако как это выражается в реальных цифрах, как они выглядят на фоне других подобных заводов и какие перспективы и возможности имеются у нашего промышленного флагмана? Мы попытаемся ответить на все эти вопросы, но начнем с короткой истории.
Немного истории
Улан-Удэнский авиационный завод ведет свою историю с третьей сталинской пятилетки. Правда, решение о строительстве завода было принято во вторую (1936 год), и образован он был вначале как филиал иркутского авиационного. Уже через три года была сдана в эксплуатацию первая очередь, а свою деятельность завод начал с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ в 1939-м.


У-УАЗ, безусловно, принял достойное участие в победе страны в Великой Отечественной войне. С 1942 года он становится самостоятельным авиастроительным заводом №99. Уже с февраля 1943 года здесь началось производство истребителей Ла-5, а с 1944 года - Ла-7. Кстати, именно на таком самолете летал легендарный советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.
В 1960 году завод получил новое название - «Улан-Удэнский машиностроительный завод». А в 1966 году обрел название, которое сохранилось до сих пор - «Улан-Удэнский авиационный завод».

С тех пор линейка продукции У-УАЗ включала в себя не только самолеты и вертолеты (от бомбардировщиков и разведывательных комплексов до гражданских и учебных), но даже агрегаты для космических кораблей. В настоящее время У-УАЗ является частью холдинга «Вертолеты России», который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».

Огромной заслугой руководства завода является тот факт, что, в отличие от большинства промышленных предприятий Бурятии, У-УАЗ продолжает не просто работать, но и вносить существенный вклад практически во все сферы жизни Бурятии. Что ж, теперь посмотрим на авиазавод в этом разрезе.
Финансовые результаты
Все данные взяты из открытых источников: специализированных журналов, исследований профильных агентств и ассоциаций, отчетности компаний по РСБУ (Россиийские стандарты бухгалтерского учёта).

А начнем мы с первого тезиса – «У-УАЗ – крупнейшее промышленное предприятие Бурятии». И действительно, давайте посмотрим на несколько финансовых результатов завода. А начнем с выручки:
Как известно, в 2015 году ВРП Бурятии составил 184,8 млрд. руб. Таким образом, У-УАЗ произвел 27% от всей республиканской продукции. Это, бесспорно, огромный вклад. Однако, как мы отмечали в выпуске про экспорт и импорт, объем выручки в 2016 году относительно 2015 года значительно сократился.
Чистая прибыль также снизилась. В чем причины и чем это обусловлено? Каковы дальнейшие перспективы? Попробуем выявить причины. Начнем с глобальных процессов, а именно с изменения мировой конъюнктуры рынка вертолетов.

Здесь нужно остановиться подробнее и составить логическую цепочку падения цен.
Мировая конъюнктура
1
Сокращение парка вертолетов
Мировой парк вертолетов в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 9,4%, в 2016 году еще минус 6,3%. Проблема усугубляется тем, что предложение новых моделей вертолетов превышает потребности отрасли.
2
Падение спроса на рынке вертолетов
Сворачивание парка повлекло за собой падение спроса на рынке вертолетов.

По данным GAMA (Ассоциация производителей авиации общего назначения), в 2016 году гражданский рынок упал по объему поставок вертолетов на 16,1%, а по стоимости еще хуже, минус 32,6%.
3
Падение цен на вертолеты
Цены на б/у вертолеты рухнули в среднем на 30%. Отдельные модели буквально упали «ниже плинтуса»: Bell230 - на 80%, Bell222 – на 67%, AS350 B3 – на 40%, AS365 N2 – на 30%. Обвал цен в той или иной степени коснулся всех моделей.

Эта цепочка событий в итоге и привела к падению объемов производства и чистой прибыли. Как видно, это отнюдь не местечковая история, а глобальная тенденция.
У-УАЗ как часть «Вертолётов России»
Так чем же порадуют нас глобальные эксперты в вертолетной отрасли? По прогнозу британского авиакосмического журнала Flight International, в период 2016-2025 гг. будет поставлен 4791 вертолет массой более 6800 кг на общую сумму 115,7 млрд. долларов.
На первом месте - российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России», частью которого и является У-УАЗ. Но в холдинг входит большое количество компаний и не все занимаются производством вертолетов.

Для сравнения возьмем крупнейшие предприятия вертолетостроения России:
Итак, У-УАЗ по выручке находится на втором месте нашего рейтинга, уступая лишь ростовскому «Роствертолу». При этом опережает Казанский вертолетный завод на 5 млрд. А если сравнивать с Арсеньевской производственной компанией, то окажется, что выручка У-УАЗ больше практически в 3 раза.

По чистой прибыли У-УАЗ также на втором месте. При этом три участника рейтинга демонстрируют практически минимальную прибыльность, а кто-то и убытки.

При этом У-УАЗ имеет самую низкую среди производителей техники долговую нагрузку, она находится на уровне предприятий-разработчиков - Московского вертолетного завода и «Камова». Основные показатели говорят о финансовой устойчивости и стабильности предприятия.

Таким образом, если взглянуть более пристально, мы видим, что У-УАЗ эффективно выходит из сложного положения и очень достойно смотрится на фоне других предприятий отрасли.
Вернемся к Бурятии
Мы поняли, что сейчас нелегкие времена для всего мирового рынка вертолетов. Но как это отражается на бюджете Бурятии и количестве работников предприятия?

Настал черед проверить еще один стартовый тезис: «У-УАЗ – крупнейший работодатель Бурятии». Какова же реальная численность работников?

И действительно, на У-УАЗ работает примерно 6 000 человек. При этом работа высококвалифицированная, напрямую связанная с новыми технологиями. Раз так, то, наверное, это должно сказаться на зарплате?
Среднедушевые денежные доходы в Республике Бурятия – 25 486 руб. И действительно, зарплаты на У-УАЗ явно выше среднего. Используя простой расчет, мы получим, что завод только зарплаты ежемесячно выплачивает почти 253 млн. руб.
А как же налоги?
Осталось проверить третий тезис: «У-УАЗ – крупнейший налогоплательщик Бурятии». Вот и пришло время рассмотреть налоги и заодно объем страховых взносов:
Логично, что в связи с изменением выручки и прибыли упала и налоговая нагрузка. Однако самое главное здесь другое – налогов можно платить много, но куда они идут? И серьезный плюс видится в том, что основная доля налогов платится в региональный и местный бюджеты.

Здесь же стоит упомянуть объем выплаченных страховых взносов:
Получается, что еще 1 млрд. руб. У-УАЗ платит в виде страховых взносов.
Итого
1
Улан-Удэнский авиационный завод является системообразующим предприятием для Бурятии. Его роль трудно переоценить: налоги, рабочие места, инновации. В общем, все то, что мы хотим развивать, уже работает и приносит свои плоды.
2
Кризис в отрасли связан с глобальными изменениями на рынке вертолетостроения. Если сравнить с другими производителями вертолетов, то У-УАЗ находится в хорошей форме. Преодолеть кризисные явления можно за счет переориентации производства, расширения модельного ряда, удовлетворения запросов покупателя. И У-УАЗ постоянно работает над этим: новые модификации вертолета для военных Ми-8АМТШ-В, Ми-8АМТШ-ВА, новейшая модификация для компании "Роснефть", вертолеты для гражданской авиации и VIP-заказчиков; организация производства вертолета Ка-226Т, вертолета Ми-171А2, работа над другими проектами.

3
Учитывая важность завода для Бурятии, необходима всесторонняя поддержка предприятия со стороны республиканского правительства, в том числе в рамках авиастроительного кластера, в который вошли предприятия республики: АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ЗАО «Улан-Удэнский лопастной завод», ООО «Предприятие «Аэротех», ЗАО «Энерготехномаш» и другие.
Чингис Матхеев
Руководитель проекта
Чингис Дагаев
Директор ГК «Информ Полис»
Хотите стать экспертом проекта? Напишите нам: richbur03@gmail.com
Подпишитесь на рассылку материалов проекта и узнавайте о результатах
наших расследований первыми
Поделиться в социальных сетях:
Аудитория проекта
Мы будем выпускать по одному большому материалу в месяц в рамках этого проекта. Верстать лонгриды и газетные развороты, снимать фильмы и монтировать видеоролики. Действительно серьезные расследования и аналитика станут достоянием широкой общественности.
>90 000
Читателей еженедельника
"Информ Полис"
> 100 000
Посетителей сайта infpol.ru в месяц
> 60 000
Пользователей youtube.com в месяц
>50 000
Пользователей instagram в месяц
> 200 000
Пользователей вконтакте в месяц
> 20 000
Пользователей facebook в месяц
Читайте также:
© 2017 All Right Reserved.
Проект подготовлен ИД Информ Полис.
Фото: Александр Гармаев