Социальное развитие
Образование и воспитание личности
В условиях динамично изменяющегося мира, технологий и инноваций чрезвычайно повышаются требования к современной системе образования - ее адаптации к происходящим событиям и к качеству образования. Определяющим будет выступать не приспособление и следование к наступившим трендам, а возможность их опережения, проактивного подхода к изменениям общественной среды.

Доля вида экономической деятельности "Образование" в ВРП Республики Бурятия составляет 6,55% (2015 г.). Очевидными недостатками в системе образования Республики Бурятия в настоящее время являются:


● управление - неэффективная система финансирования, отсутствие единой стратегии развития системы образования в регионе с учетом демографических тенденций; нет единой АИС по всем объектам системы образования; отсутствие коммуникаций между региональными органами власти и учебными заведениями, неразвитое инклюзивное образование, низкий уровень компетенций в целом и, в частности, в IT-области, педагогических кадров; неактуальное содержание образовательных программ; "старение" педагогических кадров: дошкольное образование - нехватка детских садов, нет логопедов, низкая заработная плата сотрудников; "отсталые взгляды" на роль вузов в регионе и в целом всего образования.

● школьное образование - средний балл по ЕГЭ снижается из года в год; качество среднего образования - "натаскивание"; в целом нехватка учителей; нехватка школьных психологов и логопедов; проблемы малокомплектных школ в районах республики - одновременное обучение нескольких разновозрастных классов в одном помещении - нехватка кадров многоканальной подготовки - учителей нескольких предметов; перекосы в заработной плате управленческого персонала и учителей: низкая заработная плата молодых педагогов; предпочтение выпускников школ в поступлении ВУЗы центральных городов страны;

● средне-специальное образование - не соответствующая мировым стандартам материальная база; низкая заработная плата молодых специалистов; нехватка квалифицированных кадров; низкое качество подготовки кадров для учебных заведений СПО; спонтанная актуализация профессий;

● высшая школа - тотальное сокращение бюджетных мест в ВУЗах республики; сокращение федерального финансирования; недоступность обучения на коммерческой основе в связи со стандартами по ценообразованию Минобрнауки РФ, отсутствие практикоориентированного подхода к образовательным программам; низкая заработная плата преподавателей; ежегодное снижение уровня трудоустройства выпускников; слабая неактуальная учебно-методическая база.

Ключевыми задачами позитивного развития системы образования в Республике Бурятия до 2022г. в рамках концепции развития образования РФ являются:


● обеспечение высокого качества опережающего образования в рамках модели непрерывного обучения в соответствии с передовыми национальными и международными стандартами;

● повышение качества значимых фундаментальных, прикладных научных и инновационных исследований;

● развитие образовательного и научно-инновационного потенциала, консолидирующего ресурсы региона и ориентированного на удовлетворение актуальных потребностей устойчивого развития в направлении к цифровой эпохе;

● модернизация инфраструктуры для решения стратегических задач образовательной деятельности, в том числе обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

● модернизация управления системой образования;

● внедрение и реализация единой системы оценки качества образования;

● патриотическое, экологическое и культурное воспитание обучающихся – как основной вектор образовательного процесса.
Здравоохранение
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики. Игнорирование этого института может явиться негативным следствием - невозможность последующего создания качественного и производительного человеческого капитала.

Сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи - главное задача, заявленная в Концепции развития системы здравоохранения РФ.

К числу параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, относятся: отношения собственности; способы финансирования (получения ресурсов); механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей); формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

Экономическая модель системы здравоохранения в России - бюджетно-страховая модель, где медицинское страхование сочетается с бюджетным и платным здравоохранением. Доля вида экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" в ВРП Республики Бурятия составляет 6,94% (2015 г.).

Российская система здравоохранения ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг. К такому выводу пришли эксперты международной аналитической компании The Economist IntelligenceUnit (EIU). По их мнению, по этому параметру Россия схожа с Египтом, Индонезией, Нигерией, ЮАР, ОАЭ и Бразилией.


Современное состояние здравоохранения в Бурятии характеризуется следующими недостатками:

● уровень государственного финансирования системы здравоохранения республики, как и в России в целом, остается недостаточным и значительно ниже, чем в странах ЕС. Дальнейшее развитие системы здравоохранения требует увеличения расходов бюджетной системы на здравоохранение, которые должны составить не менее 4,7% от ВВП, что сопоставимо с показателями экономически развитых стран. Так потребность в средствах на финансирование Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2017 год, рассчитанной в соответствии с установленными на 2017 год федеральными нормативами объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема (Постановление Правительства РФ от 19.12.2016г. № 1403) составила 17 394,1 млн. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета 4 900,3 млн. рублей. По Республике Бурятия дефицит утвержденной стоимости территориальной программы за счет средств бюджета в 2017 году составил 1393,4 млн. руб. (28,4%).

● с учетом дефицита финансового обеспечения существуют риски увеличения количества медицинской техники, имеющую высокую степень износа и снижение процента технического оснащения медицинских организаций согласно со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. В этой связи существует острая необходимость более детального внимания к вопросам поддержания необходимого состояния медицинского оборудования и полного оснащения необходимой техникой в соответствии с порядками медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации;

● материально-техническая база медицинских учреждений г. Улан-Удэ, несмотря на проводимые капитальные ремонты, требует дальнейшей реконструкции и строительства. Основной процент зданий не типовой, полностью приспособленный, рабочие площади не соответствуют современным требованиям СНиП и СанПиН. Износ строений составляет более 80%. Строительство новых объектов позволит привести площади к нормативам (СаНпин, СниП) и создать комфортные условия для пребывания пациентов и медицинского персонала;

● недостаточная обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения;

● недостаточное применение современных информационных технологий. Необходимо продолжить реализацию мероприятий по информатизации здравоохранения. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить доступность и эффективность оказания медицинской помощи населению отдаленных районов республики.

● основной проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. Несмотря на проводимые мероприятия, обеспеченность врачами в Республике Бурятия остается ниже среднероссийского показателя.

Ключевыми задачами развития системы здравоохранения в регионе до 2022г. в рамках концепции развития здравоохранения в РФ являются:


● по направлению - формирование здорового образа жизни: разработка и реализация действенных программ: по созданию условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни; формированию культуры здоровья, повышению приверженности населения к здоровому образу жизни и ответственности за собственное здоровье, по снижению количества курильщиков среди молодежи и взрослого населения, потребления алкоголя и наркотиков; укреплению психического здоровья; реализация программ посредством взаимодействия между профильными министерствами, ведомствами, образовательными, спортивными и иными организациями, самоорганизующимися движениями, клубами и др. с учетом перехода от разовых разрозненных мероприятий к постоянной пропаганде и вовлечению населения в этот процесс;

● по направлению - гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью: совершенствование системы организации медицинской помощи; увеличение доступности медицинской помощи в регионе; развитие целевых программ, направленных на снижение смертности и повышения средней продолжительности жизни: снижение неравенства между сельским и городским населением до уровня не более 10 пром. и ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет к 2020 г.; создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий; улучшение лекарственного обеспечения граждан; разработка и внедрение комплексных медицинских продуктов по профилактике, диагностике и плановому лечению; повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду; своевременное внедрение новейших био-, нано- и др. технологий в здравоохранении; разработка и внедрение единой региональной ИС в здравоохранении и встраивание ее в федеральную информационную систему; создание условий для перехода здравоохранения на цифровые и облачные технологии - обработка, анализ и интерпретация BigData.
Культура
Усиление стратегической значимости культуры как основы духовно-нравственного развития государства и личности, а также единства современного общества необходимо для развития общества и экономического роста страны. Именно у культуры главенствующая роль в творческих процессах, которые, в свою очередь, лежат в основе креативности. Культура в широком понимании и ее развитие становятся одним из национальных приоритетов и влияют на программные цели социальной сферы.

Стратегическая значимость потенциала культуры в социально-экономическом развитии Российской Федерации, его национальной безопасности и территориальной целостности, обозначенная в «Основах государственной культурной политики» и в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года предопределяет ключевую роль сферы культуры в повышении качества жизни жителей Бурятии, создание благоприятной культурной и интеллектуальной среды, способствующей формированию нравственной, ответственной и творческой личности. Реализация стратегии диверсифицированного развития республики возможна только при условии последовательных инвестиций в человека.

Исторически сформированное культурное пространство Республики Бурятия как место встречи Востока и Запада имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения республики. Сохранение и развитие уникальных культурных традиций народов республики следует рассматривать как конкурентное преимущество и мощный фактор решения задачи по расширению географии международного сотрудничества, в особенности со странами АТР.


Современное состояние сферы культуры в Республике Бурятия характеризуется наличием сети учреждений культуры и искусства, обеспечивающих доступ населения к историко-культурному наследию и информации, к лучшим образцам российской культуры. За последние годы сформирован календарь культурных событий «Бурятия – пространство впечатлений», ориентированный на внутреннее и внешнее потребление. Линейка культурных брэндов Бурятии и фестивальные сезоны включает в себя мероприятия, посвященные популяризации классической музыки, традиционной народной культуры, историко-документального наследия.

Вместе с тем сфера культуры, являясь развивающейся системой, не лишена противоречий и проблем нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого свойства. Сохраняющийся остаточный принцип финансирования сферы культуры не может не отражаться на ее эффективности.

Несоответствующая современным стандартам и нормам материально-техническая база ряда учреждений культуры, недостаточность площадей, опережение темпов износа зданий в сравнении с темпами ввода в строй новых зданий обостряют проблемы обеспечения сохранности музейных, библиотечных, архивных фондов, внедрения современных информационно-коммуникативных технологий деятельности учреждений культуры.

В условиях глобализации усиливаются тенденции миграционного оттока населения, в том числе из сферы культуры, что связано с высоким качеством образования и конкурентоспособностью молодых специалистов. Несмотря на участие в федеральной программе целевой подготовки специалистов в сфере культуры наблюдается кадровый дефицит.

Слабыми остаются позиции сельских учреждений культуры и с точки зрения обеспечения доступности, комфортности, безопасности, технической оснащенности для организации обслуживания населения. Анализ важнейшего направления деятельности по охвату детей дополнительным образованием в сфере культуры показал острую нехватку количества мест для детей в детских школах искусств, что по сути является отражением ограничения прав детей к доступу к дополнительному образованию.

В настоящее время 52 % архивных документов, содержащей сведения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета, а также для принятия обоснованных управленческих решений находятся в условиях, не соответствующих нормативным требованиям по хранению архивных документов. Загруженность Государственного архива Республики Бурятия составляет 95%, что затрудняет своевременный приём документов на государственное хранение.

Реализация Программы в сфере культуры к 2022 году позволит оптимизировать и модернизировать деятельность институтов культуры и архивов Республики Бурятия, сохранить существующую сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры, создать условия для реализации творческий потенциал жителей республики, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве.

Основные приоритетные задачи развития сферы культуры и архивного дела:

- развитие инфраструктуры учреждений культуры и реализация инвестиционных проектов в сфере культуры, в том числе капитальный ремонт 30 объектах культуры ежегодно;

- выявление и формирование культурных брендов, в том числе создание современного музейного комплекса, который должен стать не только популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории;

- обеспечение доступности 80% учреждений культуры в рамках создания безбарьерной среды к 2022 году;

- информатизация отрасли культура, подключение к 2022 году 95% общедоступных библиотек к сети Интернет;

- модернизация фотофиксирующего, компьютерного, сканирующего, микрофильмирующего оборудования для создания музейных электронных каталогов и их интеграции с системой Госкаталога Музейного фонда Российской Федерации, создания страхового фонда особо ценных архивных документов Республики Бурятия. К 2022 году будут обеспечены всеми ступенями учета и систематизации 90 000 тысяч музейных предметов;

- обновление материально-технической базы сельских учреждений культуры и комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований;

- разработка плана мероприятий и его реализация для достижения 12% охвата детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 16 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств;

- обеспечение посещаемости населением платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры до 240%, к общему населению, в том числе посещение основных брендовых, фестивальных проектов до 10 тысяч человек ежегодно.

- обеспечение 80% архивных документов нормативными условиями хранения Республики Бурятия.

Реализуемые и планируемые инвестиционные проекты приведены в Приложении 3.
Физическая культура и спорт
В Республике Бурятия функционирует 1512 учреждений, 50 спортивных федераций, физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов, 102 спортивных клуба по месту жительства. Число ежегодно проводимых физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий увеличилось с 450 до 700.В республике функционируют 39 ДЮСШ, 6 СДЮШОР, 3 ДЮКФП по различным видам спорта с общим числом занимающихся 23449 человек, в том числе 135 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку свыше 300 человек, в группах высшего спортивного мастерства - более 60 человек.

В республике функционирует ряд крупных спортивных сооружений международного уровня. Ежегодно в республике проходит ряд значимых международных и российских спортивных мероприятий, которые могут увеличивать туристический потенциал республики. Республиканские спортсмены лидируют на общероссийских соревнованиях, достойно представляют Россию на крупнейших международных соревнованиях. Достигнуты значительные успехи в спортивных единоборствах, стрельбе из лука, легкой атлетике. Акцентировано внимание на развитии массовых видов спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол и опорных олимпийских видов.

В то же время в Республике Бурятия, как и по России в целом, очень остро стоит проблема состояния здоровья населения. Сложившееся положение - результат снижения уровня жизни, ухудшения условий учебы, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличения чрезмерных стрессовых нагрузок. Известна тревожная тенденция повышения уровней и структур заболеваемости детей. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6% обследованных учащихся общеобразовательных организаций отличаются высоким уровнем здоровья. Достаточно высокий уровень резервов здоровья и работоспособности имеет 31% обследованных, 29% - удовлетворительный. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34% учащихся общеобразовательных организаций.

Основные проблемы организации физической культуры и спорта в РБ:

- слабая материальная база физкультуры и особенно спорта (более 30% зданий спортивных школ построены до 1960 года и имеют значительную степень износа, а более 85% спортивных школ г. Улан-Удэ не имеет своей базы и арендует помещение у других организаций);

- низкая мотивация специалистов (заработная плата), что приводит к оттоку спортивных талантов из республики;

- слабая пропаганда здорового образа жизни, имиджа спортивного молодого человека;

- крайне слабая коммерциализации продуктов в области спорта.

Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений мирового уровня для подготовки спортсменов по отдельным видам спорта.

Главная цель в области развития физической культуры и спорта - укрепление здоровья населения путем развития инфраструктуры объектов спорта, популяризации массового, профессионального, адаптивного спорта (включая спорт высших достижений и систему подготовки спортивного резерва) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также формирование условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие потенциала молодежи для дальнейшего развития Республики Бурятия

Основные задачи:


● создание материальных условий для реализации спортивного потенциала, развитие инфраструктуры спорта и повышение доступности занятий физической культурой и спортом для населения Республики Бурятия;

● организация массовой физкультурно-спортивная работы, особенно среди молодежи;

● развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва России;

● повышение экономической эффективности физкультурно-спортивных мероприятий, повышение их коммерческой направленности с использованием современных методов менеджмента;

● пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Реализуемые и планируемые инвестиционные проекты приведены в Приложении 3.
Молодежная политика
В республике наблюдается снижение доли молодежи в общей численности населения республики, высокий уровень разводов в молодых семьях, снижение духовно-нравственных ценностей, распространение асоциальных явлений в молодежной среде. Целью в сфере молодежной политики является формирование условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие потенциала молодежи для дальнейшего развития Республики Бурятия.

Задачи:

1. Развитие моделей и форм вовлечения в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи и молодых семей.

2. Создание механизмов для полноценной самореализации молодежи, включая грантовую поддержку на реализацию молодёжных проектов, развитие эффективной системы поддержки традиционной семейной культуры.

3. Формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры и укрепление патриотического сознания молодежи, в том числе через массовое развитие добровольческого движения.

4. Создание условий для развития и укрепления инфраструктуры в сфере молодежной политики, в том числе строительство и функционирование детско-юношеских центров и т.д.



Крайне актуально активное включение молодежи в трудовую, инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, по поддержке талантливой молодежи и молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Также важно проведение мероприятий по патриотическому, эстетическому, физическому развитию молодежи, по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде. К ним относятся такие проекты, как проведение республиканского фестиваля "Студенческая весна", участие в Дельфийских играх, участие талантливой молодежи в республиканских, всероссийских конкурсах и олимпиадах, конференциях и форумах.

В целях развития патриотического воспитания молодежи в Республике Бурятия предусмотрены следующие задачи:

1. Развитие научно-исследовательского и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан.

2. Развитие гражданско-патриотического воспитания граждан.

3. Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями.

4. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания.

5. Информационное обеспечение патриотического воспитания, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации

Основные мероприятия:


● развитие и модернизация системы патриотического воспитания;

● проведение семинар-совещаний по организации работы по патриотическому воспитанию;

● проведение мероприятий по допризывной подготовке молодых граждан;

● проведение республиканских военно-спортивных игр, вахт памяти, конкурсов патриотической песни;

● поддержка деятельности патриотических клубов;

● поддержка деятельности молодежных правоохранительных отрядов;

● проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, правонарушений среди молодежи.


Реализуемые и планируемые инвестиционные проекты также приведены в Приложении 3.
Социальная защита населения
Согласно Конституции РФ политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества. Социальная защита - одна из важнейших отраслей социальной политики, которая направлена на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Механизм социальной защиты в РБ включает в себя весь комплекс мер по обеспечению гарантии в области занятости населения, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь от инфляции, помощи престарелым и инвалидам и т.д.

Система СЗ населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Цель: обеспечение малообеспеченных слоев и групп населения Республики Бурятия необходимыми средствами для существования и социального развития.

Основные задачи:

● адресная социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

● повышение доступности и качества оказания услуг учреждениями социального обслуживания населения;

● снижение уровня социального сиротства и обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

● обеспечение социальной интеграции инвалидов и граждан с ограничениями жизнедеятельности в общество;

● расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению.



Для решения задач предусмотрены следующие мероприятия:

● инвентаризация нормативных правовых актов, устанавливающих предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета;

● поэтапный перевод на адресную основу мер социальной поддержки, предоставляемых в настоящее время категорийно;

● развитие системы оказания государственной поддержки на условиях взаимных обязательств со сторон - государства и граждан

● организация социального обслуживания на условиях адресности, с учетом индивидуальной потребности в предоставлении социальных услуг по всем формам социального обслуживания согласно нормам федерального законодательства;

● внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания путем создания сети негосударственных стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости;

● развитие негосударственного сектора социального обслуживания на дому, создание условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в сфере социального обслуживания на дому

● развитие системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;

● совершенствование системы социальной поддержки замещающих семей;

● совершенствование системы постинтернатного сопровождения детей-сирот

● повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Бурятия;

● повышение доступности и качества социально-реабилитационных услуг (развитие системы социальной реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Республике Бурятия;

● информационно-методическое и кадровое обеспечение системы социальной реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Бурятия;

● преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование толерантного отношения к гражданам с ограниченными возможностями и к обеспечению доступной среды в Республике Бурятия;

● обеспечение развития партнерских отношений с социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО);

● государственная поддержка проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).



Реализуемые и планируемые инвестиционные проекты приведены в Приложении 4.
Развитие гражданского общества
Основной целью в данной области является вовлечение активных граждан и социально ориентированных некоммерческих организаций в реализацию на территории Республики Бурятия приоритетных социально значимых проектов и программ в рамках государственной политики по развитию гражданского общества, в решение вопросов местного значения.

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

− совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии принципов государственно-общественного партнерства;

− стимулирование и поддержка реализации социально значимых проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций и развития добровольческой деятельности;

− информационная поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Бурятия, информирование населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, формирование положительного образа некоммерческих организаций;

− стимулирование развития форм гражданской инициативы в непосредственном осуществлении населением Республики Бурятия местного самоуправления;

− оказание организационно-правовой и методической поддержки Территориального общественного самоуправления (ТОС) в Республике Бурятия.


В рамках поставленных задач определены следующие мероприятия:

− обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия и местного самоуправления в Республике Бурятия с институтами гражданского общества через совершенствование нормативной правовой базы и проведение совместных мероприятий по развитию гражданского общества;

− мероприятия по увеличению числа социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку;

− мероприятия по формированию положительного имиджа и информационное сопровождение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, гражданских инициатив;

− разработка и принятие Закона Республики Бурятия о государственной поддержке ТОСов в Республике Бурятия;

− создание в Республике Бурятия ресурсного центра поддержки НКО, в том числе ТОС, с целью обучения, оказания методической помощи и обмена лучшими практиками в сфере развития гражданских инициатив по решению вопросов местного значения;

− осуществление технической и информационной поддержки сайта Территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия (www.tosrb.ru);

− увеличение объема финансовой поддержки ТОСов посредством проведения республиканского конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление»;

− проведение республиканского фестиваля, посвященного деятельности территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия (один раз в три года).
Обеспечение безопасности
Обеспечение общественной безопасности



Общественная безопасность — это не только результат хорошей и грамотной работы правоохранительных структур. Это своеобразный показатель здоровья общества, уровень, характеризующий степень удовлетворенности населения жизнью, критерий благополучия, либо наличия социальных проблем.

По итогам 2016 года в республике наблюдается оздоровление криминогенной обстановки. Всего за отчетный период зарегистрировано 23 479 преступлений, что на 15,5% меньше, чем за 2015 год. В расчете на 100 тыс. населения уровень преступности снизился с 2 840,8 до 2 339,5.Оценивая социальную составляющую преступности, отмечается, что более 7 % преступлений совершено лицами без постоянного источника доходов, в том числе 3% - безработными. Напряженной остается ситуация по снижению рецидива преступности. Анализ практики борьбы с бытовой преступностью указывает на тесную взаимосвязь «бытовизации» преступлений с пьянством. 40% умышленных убийств и покушений на них совершено на бытовой почве. По итогам 2016 года удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения возрос на 6,8%.

В первую очередь необходимо отметить, что противодействие преступности в 2016 году было организовано в сложных условиях:

- продолжающегося спада экономики и высокого уровня зарегистрированной безработицы;

- крайне сложной пожароопасной обстановки в лесах республики;

- вышедшего акта амнистии, по которому в 2016 году из учреждений УФСИН России освободилось более тысячи человек. Актуальность данного вопроса связана в первую очередь с тем, что удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, составил 62%;

- усиления террористической угрозы в связи с известными трагическими событиями.

Основная цель -предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охрана общественного порядка и противодействию преступности, смягчение негативных последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других происшествий, угрожающих жизни, здоровью и имуществу граждан, а также по формированию безопасной среды обитания на территории Республики Бурятия.

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

− предупреждение кризисных ситуаций и происшествий за счет внедрения систем анализа и мониторинга данных от различных существующих и перспективных систем и оконечных устройств;

− повышение эффективности реагирования по ликвидации кризисных ситуаций и происшествий;

− расширение спектра контролируемых угроз для муниципальных образований Республики Бурятия;

− улучшение координации оперативного взаимодействия всех дежурно - диспетчерских служб за счет интеграции соответствующих систем в единое информационное пространство;

− снижение уровня преступности на территории Республики Бурятия.

− создание условий для сокращения уровня наркомании и связанной с ней преступности;

− повышение уровня информирования населения о предпринимаемых мерах общественной безопасности и правопорядка;

− создание условий для совершенствования деятельности правоохранительных органов, действующих на территории Республики Бурятия;

− проведение информационных кампаний по пропаганде здорового образа жизни среди населения Республики Бурятия.


В рамках поставленных задач определены следующие мероприятия:

− обеспечение автоматизированного информационного взаимодействия ЕДДС, экстренных оперативных служб, муниципальных служб, региональных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, коммерческих организаций и населения на территории муниципальных образований Республики Бурятия;

− оперативная оценка, анализ и прогнозирование обстановки в муниципальных образованиях Республики Бурятия;

− своевременная поддержка процессов принятия управленческих решений по экстренному предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций и происшествий;

− обеспечение централизованной координации действий и контроля исполнения поручений органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия, коммерческими организациями и населением по комплексу задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований Республики Бурятия;

− интеграция существующих и обеспечение возможности интеграции перспективных федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности на территории муниципальных образований;

− повышение уровня общественной безопасности путем развития компонентов видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений правил дорожных движений.


Необходимо предусмотреть установку систем видеонаблюдения в общественных местах с массовым пребыванием граждан, а так же на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".



Пожарная безопасность и защита от чрезвычайных ситуаций




В области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены следующие задачи:

1. Проведение аварийно- спасательных работ и поисково-спасательных работ на территории Республики Бурятия.

За последние годы прослеживается увеличение количества зарегистрированных туристских групп и обращений граждан за помощью. Для проведения работ привлекаются спасатели ПСО №2 пос. Кырен, из - за того, что недостаточна численность спасателей ПСО №2 для проведения результативных масштабных работ в горах, вынуждены привлекать спасателей ПСО № 1 г.Улан-Удэ. Время доставки спасателей ПСО №1 к месту ЧС составляет от 8-ми часов, что не обеспечивает оперативности реагирования. Увеличение численности поисково-спасательного отряда №2 пос. Кырен позволит отряду самостоятельно проводить масштабные работы, более оперативно и качественно реагировать на обращения.

Бурятская республиканская поисково-спасательная служба состоит из трех поисково-спасательных отрядов с численностью 54штатной единицы. Необходимо привести в соответствие с нормативно-правовыми актами по созданию и функционированию спасательных формирований. В связи этим требуется увеличение численности ПСО №2 в Тункинском районе с 8 шт.ед. до 12 шт.ед. (на 4 шт.ед.) и в ПСО № 3 в г. Гусиноозерск с 6 шт.ед. до 10 шт.ед. (на 4 шт.ед.). Необходимо создание ПСО в Муйском районе с численностью 8 штатных единиц. Финансовые затраты на увеличение штатной численности БР ПСС составят по 5 млн. рублей ежегодно.

Строительство 3 зданий.

С 2003 года ПСО № 2 пос. Кырен в Тункинском районе не имеет собственного помещения и располагается в неприспособленном, ветхом помещении Байкальского ПСО. В настоящее время решается вопрос о выделении Администрацией МО «Тункинский район» земельного участка. В 2018-2019 годах планируется строительство базы ПСО №2 с применением современных технологий строительства из быстровозводимых конструкций. В связи этим необходимо строительство здания для размещения ПСО №2 пос. Кырен, затраты составят 4 млн. рублей.

В связи с отдаленностью Муйского района в целях проведения эффективных поисково-спасательных работ необходимо создание ПСО в Муйском районе, прикрывающий и Северобайкальский район. Затраты составят 19,140 млн. рублей.

На территории Селенгинского района с 2003 года располагается ПСО №3 БР ПСС, который выполняет задачи по оказанию помощи и спасению людей в зоне ответственности. За 13 лет спасатели ПСО №3 спасли сотни жизней жителей Селенгинского, Джидинского, Кяхтинского и Закаменского районов. Территория и помещение, в которых сейчас на правах аренды, располагается ПСО №3, принадлежит ООО «ВДПО» и не отвечает требованиям нормативно-правовых актов МЧС России. Поэтому в 2018-2019 годах планируется строительство помещения ПСО№3 на базе пожарной части. Затраты составят 5,5 млн. рублей.

Организация и дооснащение поисково-спасательных отрядов в Республике Бурятия позволит обеспечить исполнение Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а так же Закона Республики Бурятия от 26.01.1999 № 98-II «О защите населения и территорий Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», повысит оперативность и результативность реагирования на обращения населения.

2.Обеспечение пожарной безопасности населения и территорий Республики Бурятия

Из 74-х пожарных частей ГПС РБ дислоцирующихся на территории республики, 35 являются малочисленными. Малочисленные пожарные части имеют в штатном расписании по 6 ед. личного состава (1- начальник пожарной части и 5-водителей). Ежедневно на дежурство в данных пожарных частях заступает только 1 водитель. Количества личного состава для тушения пожаров, проведения аварийно - спасательных работ на пожарах в жилом секторе, на социально-значимых объектах, других особо важных объектах явно недостаточно. Участники тушения пожара не имеют возможность в полном объёме использовать тактико-технические возможности пожарных автомобилей, прибывших к месту пожара и, как следствие, увеличивается время тушения пожара и последствия от них.

В целях развития эффективной системы защиты населения от пожаров, повышения готовности противопожарной службы к выполнению задач по предназначению предлагается довести численность каждой из малочисленных пожарных частей до 11-ти штатных единиц (ввести в каждой малочисленной пожарной части 5 шт. ед. пожарных).

Всего для доукомплектования 35-ти малочисленных пожарных частей ГПС РБ потребуется увеличить численность ГПС РБ на 175 штатных единиц. Увеличение численности предлагается провести поэтапно, в период 2017-2020 гг. (по 35 шт. единиц ежегодно). Ежегодно, на содержание дополнительной штатной численности ГПС РБ (35 шт. ед. пожарных) потребуется выделение из республиканского бюджета дополнительных финансовых средств в объеме 9,094 млн. руб. (259 829 руб. на 1-го пожарного).

3. Приобретение техники пожаротушения для пожарных частей ГПСРБ

В настоящее время в результате недостаточного финансирования сложилась неблагоприятная ситуация с обеспечением подразделений Государственной противопожарной службы Республики Бурятия техникой пожаротушения.

На вооружении подразделений ГПС РБ находится 129 единиц основной пожарной техники (пожарные автомобили АЦ-40), 2 единицы специальной пожарной техники (автолестницы АЛ-30) и 52 единицы приспособленной техники для тушения пожаров (переоборудованные авторазливочные станции АРС-14 переданные из Министерства обороны РФ), всего 183 единицы техники пожаротушения.

Из 129 ед. основной пожарной техники АЦ-40, с учетом вновь приобретенной техники и проведения капитального ремонта ряда автомобилей, 74 ед. подлежит списанию, как выработавшая свой амортизационный срок эксплуатации на 100%. Таким образом, в настоящее время ГПС РБ укомплектована только 55 единицами основной пожарной техники АЦ-40, имеющей невыработанный моторесурс. Доля полностью самортизированного автопарка пожарных автомобилей подразделений ГПС РБ составляет 57,3% и, соответственно, требуется его обновление.

В целях поддержания готовности противопожарной службы ГПС РБ к действиям по тушению пожаров, предлагается в период 2017-2020 гг. приобрести для подразделений ГПС РБ 25 единиц пожарных автомобилей АЦ-40 (по 5 единиц ежегодно).

При средней стоимости пожарного автомобиля АЦ-40 на шасси Урал (4320) - 5,6 млн. рублей (с учетом доставки до г. Улан-Удэ), затраты на приобретение 5-ти единиц техники составят 28,0 млн. рублей. Всего на обновление автопарка пожарных автомобилей подразделений ГПС РБ в количестве 25 единиц, потребуются дополнительные финансовые средства в объеме 140,0 млн. рублей .

4. Строительство типовых пожарных депо для ГПС РБ

Создание необходимых условий для организации работы личного состава подразделений ГПС Республики Бурятия, размещения пожарно-спасательной техники и ее качественного обслуживания, является одним из факторов, влияющих на успешное выполнение задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории Республики Бурятия. Для этого необходимы современные пожарные депо, соответствующие типовым Нормам проектирования объектов пожарной охраны.

В населенном пункте с. Багдарин капитальный ремонт или реконструкция зданий пожарных депо является нерентабельным из-за ветхости и аварийности данных зданий, процент изношенности которых составляет более 80%.

Предлагается строительство одного типового пожарного депо для ГПС РБ: 2018-2019 гг. – в с. Багдарин.

Затраты на строительство пожарного депо на 4 машиновыезда в с.Багдарин, с учетом разработки ПСД и проведение кадастровых работ, составляют 18,0 млн. рублей. (1,8 млн. руб. – разработка ПСД, 16,2 млн. руб. – строительство депо).

Создание пожарной части ГПС РБ в п. Монды Тункинского района РБ

Согласно действующему законодательству, тушение пожаров во всех населенных пунктах республики возложено на Государственную противопожарную службу и относится к полномочиям Республики Бурятия.

В соответствии с рекомендациями ФГУ ВНИИПО МЧС России, в городских или сельских поселениях с численностью населения более 500 человек создается одна пожарная часть.

В настоящее время населенные пункты сельского поселения «Монды» Тункинского района с численностью населения 935 чел. находятся вне зоны прикрытия пожарными подразделениями ГПС РБ и удалены от ближайшего пожарного подразделения ГПС РБ ПЧ-45 (с.Кырен) на расстоянии 85-90 км. На территории поселения находятся социальные объекты, объекты жизнеобеспечения, энергетики, хранения ГСМ. Пожарное подразделение, в случае вызова, прибывает к месту пожара через 2,5-3 часа в зависимости от погодных условий и состояния автодороги, тем самым не выполняются требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Для защиты населения и территорий МО СП «Монды» предлагается включить в проект Стратегии СЭР РБ мероприятие по созданию в 2022 г. в п. Монды пожарной части ГПС РБ со штатной численностью 11 ед. Для размещения личного состава и пожарной техники предусмотреть строительство типового пожарного депо на 2 машиновыезда, а также приобретение 1-й ед. техники пожаротушения.

Затраты на строительство пожарного депо на 2 машиновыезда и приобретение 1-й ед. техники пожаротушения составят 14,6 млн. рублей.

3 Создание «Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», создаваемая на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия».Общий объем финансирования из республиканского бюджета на создание системы-112 составит 229, 9 млн. рублей.
Модель современного социума переходит на качественно иной уровень развития, организацию нового социального порядка через развитие социальных систем и поддержку самоорганизующихся сил, что обуславливает наступление нового этапа в стратегии управления обществом. Социальная среда органически взаимосвязана с социальной, производственной и экономической сторонами функционирования республики и составляет вместе с ними единое целое. На современном этапе развития общества успешная деятельность на любом предприятии, организации республики напрямую зависит от той или иной результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Тенденции социального развития напрямую зависят от содержания социальной политики и эффективного государственного управления. За последнее время глобальный кризис охватил все сферы мирового сообщества, в том числе и социальную модель развития общества. Для преодоления кризиса и его последствий, необходимо обозначить новые пути решения и новые цели социального ориентирования. Общепризнанными основными критериями социального прогресса являются следующие: уровень производительности труда и благосостояния населения развитие производительных сил, включая самого человека, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку; гуманистическими критериями - средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, совершенствование нравственности людей, уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности. Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Социальное развитие республики означает изменение к лучшему в ее социальной среде, т.е. тех производственных, экономических, социальных и духовно-нравственных условий, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ общества, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Управление социальной сферой должно быть подчинено достижению стратегических целей развития Бурятии на долгосрочную перспективу, нормальному функционированию и рациональному использованию потенциальных возможностей всего человеческого потенциала республики, его повышению. Как специфическая функция регионального управления оно имеет свой объект и предмет, методы, средства, ресурсы и формы выработки и реализации стратегических решений.