Развитие экономики: общее видение
Оценка текущего состояния и потенциала экономики региона
Бурятия является одним из ключевых регионов на Востоке Российской Федерации. Находясь на историческом маршруте "Чайный путь", на пересечении Транссибирской магистрали и Улан-Баторской железной дороги, республика является своеобразными воротами между Россией и Дальневосточной Азией. При этом Бурятия, занимающая приграничное положение со странами АТР, демонстрирующими в последние десятилетия огромный экономический и социальный рост и выходящими на ведущие позиции в мировой экономике и политики, близка к ним историко-культурными, этническими корнями и связями, историческими отношениями производственной кооперации.

Находясь в преддверии глобальных перемен двадцать первого века, в эпоху быстрой смены основных технологических трендов, кардинальных изменений в мировой экономике и политике, структуры и связей мировой хозяйственной системы, крайне важно произвести оценку состояния и потенциала Республики Бурятия для поиска генерального вектора ее развития в глобальном экономическом пространстве и выработки принципиально иной отвечающей современным требованиям эффективной модели социально-экономического развития Республики Бурятия.

Пересмотр старой модели развития экономики республики и формирование целевых установок его стратегического развития должны происходить со следующих базовых позиций:

● доминирование сырьевой экономики закончится и, одновременно, переход на новые возобновляемые источники энергии уже в ближайшее десятилетие - что предопределяет резкое снижение значимости сырьевых отраслей и необходимость срочной диверсификации экономики всей России, в том числе и Республики Бурятия, уже в краткосрочной перспективе;

● взрывной рост применения технологий искусственного интеллекта («mobile dead, artificial intelligence first») - появление высокотехнологичных компаний, производств и продуктов, внедрение их во все сферы человеческой жизни и хозяйства;

● тотальное переформатирование мировой экономической системы - снижение роли и места национальных экономик и увеличение роли региональных воспроизводственных комплексов в мировом хозяйстве, появление в ней новых центров силы, узлов ("хабов") и взаимосвязей, что ведет к нарастанию уровня сложности всей мирохозяйственной системы;

● повышение роли стран АТР в мировой политике и экономике и превращение Китая в одного из лидеров мировой экономики наряду с США;

● усиление стагнации российской экономики в условиях действия санкций против РФ со стороны ведущих западных стран и их союзников, а также на фоне тотального устаревания существующих основных фондов в общественном производстве, необходимость кардинального обновления всей материальной базы экономики;

● резкая дифференциация роста регионов России в условиях неравномерного распределения производительных сил, различий институциональных условий и моделей управления региональным развитием.

Особенности экономики Республики Бурятия предопределены её статусом, как субъекта Российской Федерации, геополитическим положением, климатическими условиями, низкой плотностью населения и территориальной структурой, наличием озера Байкал, природно-ресурсным потенциалом, структурой хозяйства, сложившейся во времена советской плановой экономики и претерпевшей за последние десятилетия сильнейший спад промышленного сектора и аграрного хозяйства.

Географическое месторасположение республики характеризуется большой площадью, отдаленностью от центра и наличием приграничных территорий. Так, площадь республики составляет 351,3 тыс. кв.км. Протяженность территории с севера на юг – 600 км, с запада на восток – 420 км. Бурятия расположена в Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал, является частью Байкальского региона: на северо-западе - Иркутской областью, на востоке - Забайкальским краем, а также на юго-западе - Республикой Тыва. На юге Республика Бурятия на большом протяжении граничит с Монголией.

Административно-территориальная структура включает 21 муниципальный район (2 городских округа,16 городских поселений, 248 сельских поселений), где основная занятость населения формируется в сельском хозяйстве и бюджетной сфере экономики. Численность постоянного населения Республики Бурятия на 1 января 2017 г. составила 984,1 тыс. чел., из них 58,9% - городское население. В республике более 40% населения проживает в сельской местности при средней плотности населения - 2,8 чел. на 1 кв. км, что обуславливает высокие транспортные расходы и издержки инфраструктуры - связь, телевидение, образование, здравоохранение и т.д.

Бурятия - многонациональная республика, где проживают представители более 100 национальностей. Резервы формирования туристической привлекательности региона содержатся в уникальном сочетании историко-культурного, этнокультурного наследия, статусе республики как центра буддизма России с разветвленной сетью монастырей-дацанов Буддийской традиционной Сангхи России.

Бурятия по запасам и разнообразию природных ресурсов занимает одно из ведущих мест России. Так, по данным журнала «Эксперт» Республика Бурятия по уровню природно-ресурсного потенциала находится на 10 месте в РФ. Высока ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых Республики Бурятия, из них около двух третей приходится на топливно-энергетические ресурсы, благородные, цветные и редкие металлы. Валовая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых Бурятии по экспертным оценкам достигает 212,9 млрд. долл. США.

Занимая крайне выгодное геополитическое положение и обладая одними из наиболее богатых природно-ресурсных потенциалов в России, Республика Бурятия находится в настоящее время на одном из последних мест в стране по основным социально-экономических показателям. Вклад республики в общероссийские основные экономические показатели минимален и находится в диапазоне от 0,1% до 1,0 %. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ, по версии АСИ, Бурятия по итогам 2016 г. находилась на 68-м месте из 85.

Экономический кризис в Бурятии, более глубокий, чем в целом по России, усугубили такие факторы, как преимущественно неэкспортная специализация хозяйства, слабые кооперационные связи между предприятиями, значительная удаленность от традиционных рынков в экономически развитых районах России, монопрофильность малых городов и поселков. Даже характерный для большинства регионов постдефолтный подъем импортозамещающих производств не отразился в полной мере на развитии пищевой и легкой промышленности Бурятии из-за низкой платежеспособности местного населения.

Отметим, что спад промышленного производства в республике (51% от уровня 1990 г.) был меньше, чем в целом по России (48%). Однако это "смягчение" было обеспечено благодаря росту всего в трех отраслях: в цветной металлургии (за счет роста золотодобычи в северных районах), в электроэнергетике и угольной промышленности. Поскольку их размещение сильно локализовано, суммарный положительный эффект для всей республики был невелик. Остальные отрасли промышленности ориентированные на местный рынок испытали сильнейший спад, после которого до сих пор не смогли восстановиться.

В настоящее время Республика Бурятия, занимая по площади 14 место в Российской Федерации, по основным социально-экономическим показателям имеет следующие неутешительные позиции:

● по экономике - ВРП на душу населения - 70 место, продукция сельского хозяйства - 64, объем отгруженных товаров собственного производства по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 37, обрабатывающие производства - 60, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 52; удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования - 60;

● по финансам - инвестиции в основной капитал на душу населения - 78, поступление налогов в бюджет на душу населения - 66; основные фонды по полной учетной стоимости - 61;

● по труду и социальной сфере - среднедушевые денежные доходы - 41, среднемесячная номинальная заработная плата работников организации - 32, уровень занятости - 79, уровень безработицы - 75, общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя - 72, число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения - 2 место.

● доля собственных доходов в консолидированном бюджете региона составляет 57,8% или 29,8 млрд. руб.

Промышленность региона в советские годы была ориентирована на общехозяйственные нужды союзного значения. За 20 лет закрылись крупные предприятия как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Среди наиболее известных закрытых предприятий можно перечислить такие, как "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура", "Байкалфарм", "Макбур", "Улан-Удэстекло", "Электромашина", "Теплоприбор", "Улан-Удэнский судостроительный завод", "Эмальпосуда", "Бурятфермаш" и многие другие структурообразующие предприятия, вносившие огромный вклад в создание регионального валового продукта, занятости и доходов Бурятии.

Если в конце 80-х годов в структуре валового регионального продукта основным являлось материальное производство, включая обрабатывающую промышленность - до 60-ти %, то в настоящее время основными видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства - 17,5%; оптовая и розничная торговля - 14,0%: транспорт и связь - 13,6%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 5,1%.

Республика Бурятия к настоящему моменту относится к депрессивным регионам с низким уровнем жизни населения, устаревшей технологической базой, недостаточным рыночным позиционированием, оттоком экономически-активного населения, возникающим на этом фоне дефицитом кадров. По итогам 2016 года уровень общей безработицы в республике составил 9,6%, уровень регистрируемой безработицы — 1,3%. Реальные располагаемые денежные доходы согласно данным официальной статистики снизились на 6,0 %. Все это свидетельствует о нарастании социально-экономических проблем в регионе.
Целевая модель развития экономики Республики Бурятия
Уникальность геополитического расположения Республики Бурятия, территориальная и культурно-историческая близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие уникальных ресурсов, общая граница с Монголией - это потенциал для дальнейшего развития региона в рамках России и в целом в глобальной экономике, который предполагает целенаправленное развитие, опирающееся на программно-целевое планирование, инвестиции в ключевые проекты, активный поиск потенциальных рынков сбыта, встраивание республиканской экономики в мировые производственные связи. На фоне нарастающего доминирующего геополитического и экономического влияния Китая и активного сотрудничества Монголии со странами Восточной Азии и Запада Республика Бурятия призвана внести вклад в обеспечение устойчивого российского присутствия, развитие общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, модернизацию системы общих магистралей, а также трансформацию экономической структуры региона в сторону экспортной ориентации, создание современной среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение инвестиций.

Очевидно, что для решения важнейших проблем в социальной сфере прежде всего необходимо создание устойчивой экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Бурятия.

Глобальная миссия - предвосхищая будущее, сохранять всемирное наследие - озеро Байкал для человечества.

Региональная миссия - обеспечение опережающего роста качества жизни населения Бурятии при условии сохранения и развития уникальной культурной и экологической среды Байкальского региона.

Видение - самодостаточная территория с развитой инновационной экологической мультиэкономикой, на которой осуществляются жизненные планы и мечты каждого человека.

Основная стратегическая цель до 2022 г. - увеличение собственных доходов региона за счет создания высококонкурентной структуры экономики Республики Бурятия как основы для последующего устойчивого социального роста с учетом экологических ограничений хозяйственной деятельности в Байкальском регионе и основных трендов в мировой экономике.

Главная стратегическая цель подразделяется на основные функциональные цели и задачи в целом для всей республики, отраслей и территориальных центров развития экономики Бурятии и каждой отдельной хозяйственной единицы. Достижение функциональных стратегических целей обуславливает формирование портфеля проектов по каждому направлению, состоящего из соответствующих программ для каждого территориального центра развития экономики РБ (рис.1.2), позволяющих увеличить производство и доходы республики.

В зависимости от выбора стратегического вектора развитие Республика Бурятия в ближайшей перспективе может происходить по трем основным сценариям:

1. Инерционное развитие.

2. "Зеленая цифровая" экономика.

3. Диверсифицированное развитие.


Названные сценарии социально-экономического развития Республики Бурятия определяются несколькими ключевыми факторами:

● наличием материального потенциала, конкурентных преимуществ, исторической специализации республики в системе межрегиональных и международных экономических связей;

● сложившейся структуры трудовых ресурсов, человеческого потенциала;

● отношением к воспроизводству экологической среды, использованию природно-ресурсного потенциала, отраслевыми и территориальными приоритетами социально-экономического развития республики;

● степенью инновационности производства, повышению качества человеческого капитала и динамики производительности труда.

Выбор генерального направления развития экономики и реализации сравнительных преимуществ Республики Бурятия определяет роль и будущее место Республики Бурятия в системе мирохозяйственных связей. Все сценарии, кроме инерционного, предполагают проведение первоочередных институциональных преобразований и привлечение инвестиций в ближайший период (2017-2018 гг.).

Инерционный сценарий означает эволюционное развитие в рамках сложившихся негативных трендов. Он предполагает разные отклонения в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов развития республики. Согласно базовому прогнозу среднегодовые темпы роста ВРП с 2018 года составят 100,9%, а по двум другим - 100% и 101,9% соответственно в зависимости от того, как будет складываться ситуация в целом по стране. При том, что доля бюджетных отраслей экономики (госуправление, образование, здравоохранение) все еще остается на критически высоком уровне: в 2017 году – 25%, а в 2020 году – 24,4%, означающем высокую зависимость от бюджетного финансирования и соответствующую долю расходов на государственную экономику в бюджете РБ. В прогнозном периоде среднегодовые темпы промышленного производства согласно пессимистичному и базовому вариантам составят к 2019 году 0,7% и 1,7% соответственно, по оптимистичному варианту –3,4%, что с учетом инфляции по сути означает дальнейшее его падение. При этом пессимистический вариант предполагает даже снижение производства в абсолютном значении на 4,7%!

В рамках второго сценария "зеленой" или "цифровой" экономики упор делается на отказ от традиционных отраслей материального производства и переориентацию на "зеленую" экономику, развитие "креативных" отраслей, связанных с новым информационно-технологическим укладом, туризмом. При этом в него под разными предлогами (экологические ограничения, тренды мировой экономики и т.д.) по сути не вписываются как горнорудная промышленность, так и сложное машиностроение, легкая промышленность, производство строительных материалов. При этом совершенно не учитывается, что, например, номадное скотоводство носит по своей природе экстенсивный характер и предполагает минимальное количество занятых и соответствующую плотность населения для обеспечения необходимых площадей под пастбища и сенокосы, а цифровая экономика требует значительных вложений с длительными сроками окупаемости, сверхвысокой конкуренцией с мировыми лидерами этой отрасли и крайне высокими рисками реализации такого рода проектов.

Помимо этого и инерционный, и эколого-цифровой сценарии подразумевают резкую смену модели трудовой занятости населения в республике - его снижение и "переформатирование" социальной структуры общества. Таким образом, если первый сценарий по сути лишь фиксирует продолжение социально-экономического падения Бурятии, то второй - учитывая его безрассудность и отсутствие необходимых материальных предпосылок, может завести нашу республику лишь в окончательный социально-экономический тупик.

Особенность третьего сценария, стратегии диверсифицированного развития экономики, заключается в максимально эффективном использовании сложившихся сравнительных преимуществ республики, его материального потенциала, созданного за весь предшествующий период, имеющихся пока еще высококвалифицированных трудовых ресурсов и их развитие с учетом современных условий конкуренции. По сути, она означает проведение реиндустриализации республики в 21-ом столетии. Такая стратегия предполагает проведение активной структурной политики, которая оказывает значительное влияние на состояние всего инвестиционного климата, структуру регионального производства и динамику экспорта. В этом варианте также предполагается изменения приоритетов отраслевой промышленной политики с учетом возросших экологических ограничений в Байкальском регионе, но это "доворачивание" должно происходить не одномоментно, не глядя на экономические и социальные потери, а осмысленно, с минимизированием отрицательных последствий такого поворота. При этом происходит органическое сочетание как традиционных отраслей выполняющих функцию "дойных коров" экономики республики, так новых перспективных отраслей, таких как туризм, развитие информационных технологий, которые требуют больших вложений и имеют длительные сроки окупаемости. Таким образом, в Бурятии предлагается к реализации как наиболее оптимальный вариант с учетом особенностей существующих условий в республике.

Стратегия диверсифицированного развития экономики Бурятии основывается на следующих принципах:

● использования сложившихся объективных материальных преимуществ экономики республики, её конкурентных преимуществ в российской и мировой экономике;

● обеспечения стратегического партнерства бизнеса, государства и общества;

● развитие производств максимально учитывающих экологический фактор;

● привлечение частных инвестиций в развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью;

● направленного стимулирования экспорта;

● сочетания территориально-отраслевого и проблемно-ориентированного развития;

● подготовки условий и необходимого перехода к "цифровизации" экономики.

Стратегия диверсифицированного развития предполагает увеличение вклада отраслей материального производства в ВРП, возрождение ряда отраслей, доказавших свою конкурентоспособность на рынке, и в то же время появление новых видов экономической деятельности (производство органической продукции, питьевой и минеральной воды; сборочные производства машиностроения, фармацевтическая и медицинская продукция и т.д.) максимально учитывающих экологические ограничения в Байкальском регионе. Условиями реализации такого сценария являются кардинальное расширение географии рынков сбыта, прежде всего, с ориентацией на страны АТР; развитие современной транспортной и информационной инфраструктуры в республике, организация подготовки современных кадров, адаптация всех народнохозяйственных объектов к жестким экологическим требованиям. Отсюда, ключевыми векторами развития экономики Республики Бурятия являются: позитивный рост промышленности с позиций сохранения существующих крупных производственных предприятий; развитие обрабатывающих производств, нано-, био- и других технологий, сельского хозяйства, лесного хозяйства и лесопереработки; усиление мобильности транспорта; создание транзитных логистических центров; поддержка и развитие бизнеса и туризма; созданий условий развития для благоприятной экологической среды, что, в свою очередь, приведет к улучшению качества жизни и повышению занятости населения региона. Решение этих вопросов требует системного подхода к управлению ресурсами региона, включая, в первую очередь, трудовой и научный потенциал.

Основными условиями диверсификации экономики по опыту многих стран, находившихся в сильной зависимости от экспорта полезных ископаемых и успешно осуществивших диверсификацию экономики за короткий срок (в частности, Малайзии, Индонезии, Чили и других стран) являются:

● смена модели менеджмента - организация программно-целевого планирования под контролем группы компетентных экономистов, непосредственно сопровождающих процессы принятия управленческих решений на основе глубокой аналитической проработки данных с использованием современных инструментов менеджмента, таких как проектное управление, адекватно оценивающих все связанные с ними риски. Логическому завершению этого процесса способствует отлаженное взаимодействие этих специалистов с политической элитой;

● улучшение бизнес-климата в регионе - эффективное партнерство между государством и предпринимательством; привлечение малого и среднего бизнеса в формирование прорывов и организацию экспортных кластеров; предоставление финансовой и нефинансовой, информационной поддержки местным производителям;

● активное стимулирование в сельском хозяйстве применения биотехнологий - введение в оборот устойчивых к заболеваниям, климатическим условиям и высокоурожайных сельскохозяйственных культур, производство и реализацию на внутреннем рынке по льготным ценам удобрений; поддержка и развитие номадного животноводства, а также развитие инфраструктуры в сельскохозяйственных районах;

● развитие практики частно-государственных партнерств для развития экспортных отраслей экономики; расширение базы экспортируемых товаров и др.

Реализация сценария предполагается в три этапа, которые различаются по основным задачам, приоритетам и применяемым инструментам экономической политики республики:

• первый этап (2017-2018 гг.)Проведение первоочередных мероприятий (организационные изменения; отбор и запуск первых пилотных инвестиционных проектов в ключевых отраслях экономики в сфере промышленности; разработка региональной программы перехода к "цифровизации" экономики, создание регионального ИТ-сектора);

• второй этап (2019-2022 гг.)Кумулятивный рост экономики (выход пилотных проектов на стадию реализации; запуск связанных с ними проектов, производств вспомогательных и дополнительных отраслей региональной экономики; реализация проектов по "цифровизации" экономики и внедрения цифровых технологий в разных отраслях экономики; увеличение занятости, доходов населения; старт структурообразующих туристических и инфраструктурных проектов; рост местного потребительского рынка, начало экономического роста - 3-4% в год);

• третий этап (2023- ..... гг.)Обеспечение устойчивого социального развития республики (развитие цифровой экономики, рост вторичного сектора экономики, сферы обслуживания, повышение уровня жизни значительной части населения, выход на проектную мощность структурообразующих туристических и инфраструктурных проектов, увеличение роста экономики до 5-6% в год).
Основные первоочередные проекты в разрезе территориальных центров развития экономики региона на период до 2022 г.