Производственная инфраструктура
Взгляд на экономику Республики Бурятия в разрезе отраслей
Транспортная инфраструктура
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г. Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения. Протяженность железнодорожных путей в Бурятии составляет 1 227 км. Эксплуатационная длина автомобильных дорог - 13 432,7 км.

По сравнению с другими регионами России транспортная инфраструктура (железнодорожный транспортный комплекс, сеть автомобильных дорог) Республики Бурятия развита недостаточно.

В Российской Федерации средняя плотность объектов транспортной инфраструктуры составляет: - железнодорожных путей - 51 км на 1000 кв. км площади территории;- автомобильных дорог - 31 км на 1000 кв. км площади территории.

По Республике Бурятия этот показатель составляет:- железнодорожных путей − 3,2 км на 1000 кв. км площади территории; - автодорог с твердым покрытием - 17,94 км на 1000 кв. км. По данному показателю Бурятия занимает 8 место в Сибирском федеральном округе и 59 место по Российской Федерации.

В Бурятии имеется один аэропорт (Международный аэропорт «Байкал» города Улан-Удэ). Районные аэропорты практически все закрыты. Полеты осуществляются только в Нижнеангарск и Таксимо, с перерывами.

Судоходство по р.Селенга также не осуществляется.

К основным проблемам развития транспортной инфраструктуры Республики Бурятия относится:

- обеспечение доступности удаленных территорий;

- включение в международные транспортные потоки;

- обеспечение экологичности транспортных систем;

- увеличение вклада в экономическое развитие региона.

Основная цель развития транспортной инфраструктуры – обеспечение производства и предоставления транспортных услуг для бизнеса и населения региона в соответствии со стратегическими потребностями.

Задачи:

- Развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры (воздушной, водной, автомобильной, железнодорожной), обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

- Привлечение населения и бизнеса в формирование транспортной инфраструктуры на основе стратегического партнерства.

Перспективы развития связаны с освоением экономического пространства республики и включением её в международные транспортные коридоры.

Республика Бурятия и её столица г.Улан-Удэ расположены в центре пересечения всех международных транспортных коридоров «Европа-Азия» и «Север-Юг», основных транспортных коммуникаций соединяющих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Также г.Улан-Удэ является узлом магистральных линий связи, в одном часовом поясе с основными финансовыми центрами современной Азии (Гонконг, Сингапур, Пекин), что способствует созданию здесь в будущем логистического центра пересечения товарных и пассажирских потоков. По отношению к кроссполярным аэропорт г.Улан-Удэ имеет самое выгодное расположение. Перелеты по данным маршрутам позволяют существенно снизить издержки для авиаперевозчиков.

В Улан-Удэнском транспортном узле имеются все предпосылки для организации сортировки, распределения товаров и дальнейшего продвижения их потребителям в России разными видами транспорта. Таким образом, существуют объективные предпосылки для организации в Улан-Удэ терминального комплекса международного значения, создания транспортно-экспедиционных компаний и логистических фирм – операторов интермодальных комбинированных перевозок, с лизингом и арендой транспортных средств, страхованием грузов, созданием системы сервисного обслуживания клиентуры и транспортных средств. Материальные предпосылки и необходимые условия, включая кадровый потенциал, в г. Улан-Удэ имеются.

Включение в транспортный коридор Китай – Монголия – Россия на первом этапе основано на расширении контейнерного стока ст. Тальцы до мировых стандартов, реконструкции а/д Улан-Удэ – Кяхта, строительства 2 очереди ж/д Улан-Удэ - Наушки, модернизации и развитию железнодорожной и автодорожной сети Монголии.

Наиболее важные стратегические проекты в сфере транспорта:

1. Организация мультимодального транспортно-логистического центра.

Он включает в себя создание на основе железнодорожного вокзала Улан-Удэ транспортно-пересадочного узла, строительствотерминально-логистических центров.В частности, речь идет о переносе грузового двора со станции Тальцы на территорию Иволгинского района, который расположен вблизи автомобильных магистралей (Транссиб и УБЖД). Объединение нового грузового двора, терминалов и складских площадей в единый комплекс позволит предоставлять клиентам полный цикл услуг, выполнять функции распределительного центра. Помимо площадки по переработке контейнеров комплекс должен включать логистическую, складскую и сервисную инфраструктуру. Логистический кластер выступит центром притяжения грузопотоков из других регионов и дальнего зарубежья. Также он может стать фактором снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции местных предприятий, повышения их конкурентоспособности на глобальном рынке.

2. Строительство технологической ветки железной дороги между БАМом - Транссибом – (Новоильинск - Таксимо).

Строительство железнодорожной ветки позволит обеспечить освоение рудных месторождений и лесных ресурсов северо-восточных районов республики. В перспективе организация пассажирских перевозок по данной ветке Улан-Удэ – Таксимо – Северобайкальск значительно увеличит транспортную доступность северных районов для населения.

Прочие инвестиционные проекты:

- строительство автомобильных дорог Улан-Удэ – Турунтаево –Курумкан – Новый Уоян,Северобайкальск – Новый Уоян – Таксимо, Улан-Удэ – Романовка – Чита, Романовка – Багдарин,Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск – граница с Монголией к пункту пропуска «Айнек-Гол»;

-реализация федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в г.Улан-Удэ и пригородных районах;

- строительство транспортно-пересадочного узла на ст. Улан-Удэ, строительство новых железнодорожных вокзалов на территории республики;

- приобретение водных судов, строительство и реконструкция причальных сооружений на оз. Байкал, что будет способствовать улучшению транспортной доступности и развитию круизного туризма на Байкале;

- осуществление строительства и реконструкции портов и причальных сооружений в г. Улан-Удэ и вдоль р. Селенга;

- восстановление малых аэропортов, реконструкция взлетно-посадочных полос в п. Таксимо, п. Нижнеангарск;

- организация региональной авиакомпании для обеспечения внутри- и межрегиональных перевозок;

- развитие туристических автокластеров, транспортно-логистических терминалов и гостиничных комплексов.

Энергетика
Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики, являясь одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. Сегодня топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности.

Доля электроэнергетики в промышленном производстве составляет 36,1%, угольной промышленности – 6,9%. В Республике Бурятия до сих пор существует два электрически не связанных между собой энергорайона – Южный и Северобайкальский. В целом потребляемая мощность по Республике Бурятия составляет 1080 МВт. С учетом экспорта в Монголию (100 МВт) и передачи электроэнергии в Читинскую область (300 МВт) полная потребность составляет 1480 МВт. Располагаемая мощность электростанций Бурятской энергосистемы равна всего 915 МВт, в том числе Гусиноозерской ГРЭС – 790 МВт, Улан-Удэнской ТЭЦ-1 – 95 МВт и блокстанций – 30 МВт.

ВСЖД на сегодня – самый крупный потребитель электрической энергии в республике, за ним следуют ОАО «Разрез Тугнуйский», ОАО «СЦКК». Остальные крупные промышленные потребители электроэнергии расположены в столице республики. Часть электроэнергии идет по перетоку из Иркутска и уходит в Читу и в Монголию.

Тепловую энергию в горячей воде и паре в республике вырабатывают 5 тепловых станций и порядка 673 котельных суммарной установленной мощностью 2,77 тыс. Гкал/ч. Теплоснабжение Улан-Удэ осуществляется от ТЭЦ-1, техническое состояние основного и вспомогательного оборудования которой крайне неудовлетворительное. Срок службы значительной части основных средств превышает 75 лет. Проектная мощность станции составляет 486,5 гигакалорий в час (Гкал/ч), а подключенная - 572,5 Гкал/ч. Таким образом, ТЭЦ-1 работает без какого-либо запаса мощности и не удовлетворяет требованиям энергетической надежности и безопасности, так как на случай аварии резерв не обеспечен даже на 10%. Износ тепловых сетей магистральных трубопроводов в г. Улан-Удэ по зоне ТЭЦ-1 составляет 52%, по зоне ТЭЦ-2 – 38%. Износ внутриквартальных тепловых сетей составляет по зоне ТЭЦ-1 62%, по зоне ТЭЦ-2 – 52%.

Газоснабжение Республики Бурятия в настоящее время предполагается сжиженным природным газом (СПГ) предполагается осуществить путем поставки ж/д транспортом в специализированных контейнерах из Иркутской области, строительством 2 терминалов по приемке, хранению и распределению СПГ, доставки контейнеров до населенных пунктов автомобильным транспортом, строительством внутрипоселковых распределительных сетей и внутридомовых трубопроводов до потребителей.

Основными проблемными вопросами развития отрасли являются:

- Наличие дефицитных энергетических узлов.

- Недостаток пропускной способности электрических сетей для обеспечения передачи мощности в дефицитные энергоузлы в необходимых объемах.

- Низкая надежность электроснабжения Тункинского и Окинского районов.

- Физический и моральный износ оборудования электростанций и электрических сетей (износ основных фондов достигает 83,4%, в т.ч. износ линий электропередач и устройств к ним 81,89%, износ оборудования 85%).

- Относительно высокие тарифы на электроэнергию для потребителей.

Несмотря на ряд решений, принятых на федеральном уровне для снижения тарифов в республике, разрыв между тарифами на электроэнергию в Республике Бурятия и Иркутской области не уменьшается. Вместе с тем, снижение тарифов на электроэнергию будет способствовать развитию крупного, среднего и малого бизнеса, а также позволит привлечь значительные финансовые средства для реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия.

Основная цель развития энергетики – обеспечение производства и транспортировки электро- и тепло энергии в соответствии со стратегическими потребностями населения и бизнеса.

Задачи:

- модернизация и увеличение генерирующих и транспортирующих мощностей с учетом потенциала роста региональной экономики;

- устранение дисбаланса и диспропорций, развитие энергетической инфраструктуры для перспективных подключений и экспорта электроэнергии в Монголию;

- внедрение системы ресурсосбережения.

Перспективы развития связаны с ростом спроса на электроэнергию в результате социально-экономического развития региона, и. в первую очередь, туристско-рекреационного и минерально-сырьевого комплекса. Для более экономичной передачи электроэнергии в восточном направлении необходима высоковольтная линия постоянного тока (600-1500 кВ), которую целесообразно проложить в одном коридоре с намечаемым газопроводом. Валютные поступления от экспорта электроэнергии только одной ЛЭП, построенной за три-четыре года, могут составить примерно 500 млн.долл. США в год (сейчас поступления от всего российского экспорта электроэнергии оцениваются в 2 млрд. дол.). Поставка электроэнергии в Китай может стать крупным источником инвестиционных ресурсов, использование которых будет способствовать модернизации и дальнейшему развитию как энергосистемы Бурятии, так и электроэнергетики всей Сибири. В частности, появится дополнительная возможность начать возведение Мокской ГЭС.

Наличие многочисленных малых и средних рек с высокой крутизной стока и быстрым течением позволяет строить небольшие высокоэффективные районные и поселковые гидроэлектростанции, деривационные и низкоплотинные. Их электроэнергия может использоваться для нужд местного населения, лесозаготовителей, геологов, для нужд агропромышленного комплекса Бурятии. В этой связи особый интерес представляют многочисленные реки, на которых можно размещать гидроэлектростанции мощностью по 15-30 МВт. Суммарная мощность подобных гидроэлектростанций может достигать 1-2 ГВт.

Что касается ветровых электростанций, то в целом условия для их использования на территории республики недостаточно благоприятны. Среднегодовая скорость ветра в регионе неустойчива и не превышает 3 м/с, хотя в прибрежных районах оз. Байкал средняя скорость ветра достигает 3-6 м/с. Использование ветровых энергоустановок здесь оправданно экономически и, что очень важно, экологически.

Также в качестве локальных источников электроэнергии могут применяться солнечные батареи, особенно в районах с высокой продолжительностью солнечного сияния (свыше 12 тыс. ч в год) и суммарной годовой солнечной радиацией свыше 2 тыс. кВт-ч на 1м2поверхности. В ряде мест можно получать тепло- и электроэнергию, применяя так называемые «тепловые насосы», в которых используется разница температур в подземных горизонтах и на поверхности земли.


Рассмотрим крупные инфраструктурные проекты, планируемые к реализации государством, и перспективные с позиции организации государственно-частного партнерства.

1.Строительство Мокской ГЭС с учётом перспективного спроса на территории РФ и экспортного потенциала согласно Энергетической стратегии России до 2035 года [114] и Генеральной схемы размещения объектов энергетики, разработанной Минэнерго России года. Кроме того, намечаемое в перспективе соединение двух крупных объединенных энергосистем Сибири и Дальнего Востока будет осуществлено по воздушным линиям, проходящим вдоль существующих в Забайкалье Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, что также целесообразно было бы завязать на Мокский гидроузел.

2.Развитие сети ЛЭП.В перспективе, учитывая потенциальный избыток электроэнергии Иркутской энергосистемы, оцениваемый в настоящее время в 20-25 млрд. кВт-ч/год., для эффективной передачи этой электроэнергии в Монголию и Китай возможно строительство высоковольтной линии постоянного тока (ЛЭП-600 или ЛЭП-1500) через территорию республики до границы РФ и далее до Пекина протяженностью около 2600 км с пропускной способностью порядка 2500 МВт. Общая стоимость строительства всего проекта оценивается в 1,5 млрд. долл. США при продолжительности работ в три-четыре года.

3. Реконструкция и расширение мощностей Гусиноозёрской ГРЭС.

Установленная мощность Гусиноозерской ГРЭС 1100 МВт. В текущем году проведена реконструкция одного энергоблока. Необходимо дальнейшее развитие мощностей станции.

4.Реконструкция ТЭЦ-1 и строительство 2-ой очереди ТЭЦ-2 г.Улан-Удэ.

В первую очередь необходима разработка проектно-сметной документации, которая подразумевает поэтапное строительство объектов на основе частно-государственного партнёрства. На первом этапе должно быть построено два блока по 150 Гкал/ч на ТЭЦ-2, и один блок на 75 Гкал/ч на ТЭЦ-1 для того, чтобы снять нагрузку на работающие станции. На ТЭЦ-2в предыдущие годы были выполнены строительно-монтажные работы по всем вспомогательным сооружениям, построены дымовая труба (240 м) на полное развитие станции, железная и автодороги, внешние инженерные сети, линии электропередачи, ОРУ-11 кВ, многие объекты стройбазы. При этом сама станция не была достроена и по прежнему работает в режиме пиковой котельной. ТЭЦ-2 является одной из немногих угольных электростанций России, где выполнен технический проект, полностью решены вопрос отвода земли и вопросы поставки местного топлива, что соответствует стратегии развития энергетики России. По предварительным расчётам, для завершения строительства ТЭЦ-2 необходимо порядка 30 млрд.рублей.

Помимо основных проектов необходимо выделить такие проекты как:

- Строительство электрических сетей для объектов минерально-сырьевого и туристко-рекреационного комплекса.

- Выработка электроэнергии за счет использования потенциала:

- энергии малых рек (строительства малых ГЭС);

- солнечной энергии (строительства солнечных электростанций, в том числе завершение и развитие проектов с «АвеларСоларТехнолоджи);

- внедрения установок малой мощности по выработке электроэнергии и тепла для индивидуального локального потребления (солнечные коллектора, солнечные батареи, ветроустановки);

- Строительство модульных и газовых котельных для теплоснабжения населенных пунктов;

- Строительство инфраструктурных объектов по обеспечению сжиженным газом котельных и населения.
Связь и информационные технологии
Отрасль связи является важной составной частью информационной инфраструктуры Республики Бурятия, предназначенной для своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти и управления, безопасности и порядка, других хозяйствующих субъектов и юридических лиц в услугах связи, а также в передаче всех видов информации. Связь включает в себя крупные составляющие: электросвязь, вт.ч. телерадиовещание, и почтовую связь.

Услуги мобильной связи в республике оказывают четыре оператора - компания Теле2, МТС, Мегафон и Билайн. Мобильная связь в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся видов телекоммуникаций имеющий, к тому же, большой потенциал в оказании услуги по широкополосному доступу в Интернет. Рынок сотовой связи практически насыщен.

В республике на рынке услуг электросвязи предоставляются практически все виды услуг, включая местную, междугородную и международную телефонную связь, документальную и радиотелефонную связь, передачу данных и доступ к сети Интернет, услуги проводного вещания оператором связи, Бурятским филиалом ОАО «Сибирьтелеком».

Одним из важнейших направлений обслуживания населения в области связи является телевидение и радиовещание, которые не только несут важную информацию, но и являются в некоторых отдаленных районах республики почти единственным средством культурного досуга.

На территории республики самый крупный оператор в области телерадиовещания - ФГУП РТРС, имеющий 96,8% сооружений связи, при этом охват населения республики региональным телевидением увеличен с 69,7% до 88,2%.

В настоящее время наиболее разветвленной сетью на территории республики обладает УФПС РБ - филиал ФГУП «Почта России» общей численностью в 245 отделения почтовой связи, в том числе 221 отделение в сельской местности.

Основными проблемными вопросами развития отрасли связи в Республике Бурятия являются:

- Удаленность, малочисленность, труднодоступность населенных пунктов и сложный горный рельеф местности, влияющие на развитие инфраструктуры связи и сдерживают строительство волоконно-оптических линий связи и развитие сетей сотовой связи.

- Низкая скорость доставки почтовых отправлений в северные районы Республики Бурятия (Муйский и Северо-Байкальский), вследствие отсутствия автомобильного сообщения с этими районами.

Основная цель развития отрасли связи – обеспечение предоставления услуг связи по всей территории республики.

Задачи:

- модернизация и инновационное развитие систем связи;

- обеспечение доступности услуг.

Перспективные инвестиционные проекты:

- Реализация федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» предусматривает строительство точек доступа в сеть Интернет в 120 населенных пунктах республики с численностью от 250 до 500 человек, позволит значительно улучшить ситуацию и обеспечить широкополосным доступом населенные пункты, расположенные вдоль трассы волоконно-оптических линий связи.

- Замена аналоговых АТС на цифровые.

- Строительство базовых станций сотовой связи для покрытия всех населенных пунктов, автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения на территории Республики Бурятия.

- Строительство и ввод в эксплуатацию объектов связи цифрового эфирного телерадиовещания на территории республики.

- Развитие инфраструктуры и расширение спектра услуг почтовой связи, включая использование государственной электронной почтовой системы, позволяющей обеспечить электронный юридически значимый документооборот между государственными и муниципальными органами власти, физическими и юридическими лицами.

Жилищно-коммунальное хозяйство
С 2017 года Республика Бурятия является участником приоритетного проекта «Формирование современной городской среды». Проект рассчитан на 5 лет, в течение которых предполагается выполнить комплексное благоустройство всех общественных пространств и дворовых территорий в муниципальных образованиях республики. На эти цели предусмотрены средства: на придомовые территории - 144,2 млн. руб. на общественные пространства - 72,1 млн. руб. на парки – 1,69 млн. руб.

Основными проблемными вопросами развития отрасли в Республике Бурятия являются:

- Состояние жилищно-коммунальной сферы Республики Бурятия характеризуется недостаточной обеспеченностью жильем (19,2 кв. м на 1 человека при среднероссийском показателе 21,5 кв. м) в сочетании с низким качеством и благоустройством жилищного фонда. Только 48-50% жилья оборудовано водопроводом, канализацией и центральным отоплением, 42% жилищного фонда имеет горячее водоснабжение, газом снабжается только 14% жилья. В условиях дефицита инвестиций в республике продолжает расти доля ветхого и аварийного жилья (7,9% от общей площади фонда).

- Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов коммунального хозяйства. Физический износ основных фондов котельных составляет 55%, тепловых сетей - 62,8%. Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет 28 %, водопроводных и канализационных сетей – 41 % и 38 % соответственно.

- Основными причинами ухудшения качества питьевой воды остаются факторы природного характера и увеличивающееся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, отсутствие или ненадлежащее санитарное состояние зон санитарной охраны источников водоснабжения, отсутствие производственного контроля или его выполнение не в полном объеме, использование устаревших технологических решений водоподготовки, низкое санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений.

- Большинство очистных сооружений (из 33) в Бурятии были построены в 30–70-х годах и давно устарели. Сегодня очистные сооружения работают на 30–40% от запланированной мощности. На сегодня в республике работают только 5 из 7 основных очистных сооружений со сбросом в реки, впадающие в Байкал. Расположены они в городах Северобайкальск, Бабушкин, посёлках Каменск, Выдрино и Кичера. За последние годы было построено 3 очистных сооружения – в поселках Китой, Максимиха и городе Бабушкин. На двух из них выявлены грубейшие нарушения, отчего сооружения не могут быть введены в эксплуатацию. В посёлке Максимиха до конца не были доведены работы по строительству полигона и самих сооружений. Стоки там до сих пор вывозятся либо выливаются в почву.

- Последствия неэффективного соблюдения экологических регламентов в социально-экономическом развитии привели к наличию экологоопасных объектов на территории республики – несанкционированных свалок, предприятий с неэффективной системой очистки выбросов и отходов, «фенольного озера» в г. Улан-Удэ, а также ряда других объектов.

Основная цель развития жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение качественной среды проживания населения и жизнедеятельности бизнеса.

Задачи:

- модернизация, реконструкция, реновация и развитие жилищного фонда;

- модернизация, реконструкция и развития коммунальной инфраструктуры.

Основные инвестиционные проекты:

- в 2016 году в сфере ЖКХ утверждены две инвестиционные программы:

- в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» г. Гусиноозерск Селенгинского района «Модернизация водопроводно- канализационного хозяйства города Гусиноозерск на 2017-2019 годы» на сумму 26,8 млн. рублей.

- в сфере теплоснабжения ООО «Закаменск ЖКХ» г. Закаменск. «Реконструкция системы тепло-водоснабжения г.Закаменск» на сумму 166,9 млн. рублей

- в настоящее время на рассмотрении находятся инвестиционные программы по теплоснабжению г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск и п. Кичера, а также по водоснабжению и водоотведению г. Улан-Удэ.

- подана заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по Заиграевскому и Закаменскому районам на 416 млн. рублей.

- в целях проведения работ по модернизации, в 100% муниципальных образованиях разработаны и утверждены схемы тепло- водоснабжения и водоотведения.

- в рамках реализации программы «Охрана озера Байкал» в 2017-2020 годы завершится строительство объектов:

− очистные сооружения в с. Выдрино Кабанского района;

− реконструкция очистных сооружений и систем водоотведения в г. Северобайкальск, г. Гусиноозерск;

− реконструкция правобережных очистных сооружений канализации г. Улан-Удэ (1 этап, 2 пусковой комплекс);

− полигон твердых коммунальных отходов в п. Селенгинск, с. Мухоршибирь, с. Баргузин, с. Курумкан, с. Турунтаево, п. Онохой Заиграевского района.

- переход на закрытые схемы теплоснабжения отдельных объектов на территории республики.


Строительство
Строительный комплекс республики состоит, как из крупных организаций, роль которых заключается в производстве завершенной строительной продукции, так и более мелких, специализированных, достаточно оперативных малых предприятий, жизнеспособность которых устанавливает рынок. В 2016 году наблюдалось банкротство и разукрупнение строительных организаций, так число организаций с численностью более 100 человек уменьшилось с 11 до 5. За 2016 год количество строительных организаций с различными формами собственности составило 2 130.

В 2016 году осуществлялось строительство 32 объектов социальной сферы, из них 11 объектов введены в эксплуатацию, а также проектирование 20 объектов. В 2017 году запланирован ввод в эксплуатацию 32 объектов социального назначения и инженерной инфраструктуры. За 2016 год на территории республики построено и введено в эксплуатацию 334,5 тыс. кв. метров, в том числе, МКД – 114,7 тыс. кв. метров.

На территории Республики Бурятия в г. Улан-Удэ 23 застройщика осуществляют строительство 45 многоквартирных жилых домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства, общей площадью 317,4 тыс. кв. метров, привлечено 3 778 человек. В настоящее время 7 застройщиков приостановили строительство 9 многоквартирных домов, где привлечены денежные средства участников долевого строительства.

Решение задач в области жилищного строительства будет осуществляться за счет участия республики в федеральных государственных программах, в том числе в таких как - «Социальная поддержка граждан» и «Жилье для российской семьи», ФЦП «Жилище», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Российской Федерации на 2009-2018 годы»

К основным проблемам развития строительства в Республике Бурятия относится:

- стагнация спроса на рынке жилищного строительства;

- перенос графиков финансирования государственных и муниципальных объектов социальной инфраструктуры.

Основная цель развития строительства – обеспечение производства строительных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Задачи:

- модернизация и развитие строительной базы;

- повышение прозрачности заключения и реализации строительных контрактов на бюджетной основе;

- ужесточение контроля за соблюдением норм и правил в строительной отрасли республики;

- защита интересов инвесторов в строительной отрасли, прежде всего физических лиц (дольщиков) в жилищном строительстве;

- поддержка развитию местных строительных компаний-операторов.

Перспективы развития связаны с ростом активности населения на рынке ипотечного кредитования, в связи с прогнозируемым снижением процентной ставки, рост муниципальных и государственных заказов на социальную инфраструктуры.

Основные инвестиционные проекты:

- Реализация ФЦП Жилище, Охрана озера Байкал, Сейсмика и др.

- Строительство жилых домов и жилых комплексов в г.Улан-Удэ и районах Республики Бурятия, в том числе в рамках федеральных программ.

- Комплексное обустройство площадок в селах под компактную жилищную застройку.

- В 2017 году запланировано осуществить работы по капитальному ремонту 183 многоквартирных домов и разработать 215 проектных документаций. В дальнейшие годы работа по капитальному ремонту будет продолжена.

Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики. Торговля является из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, уровень конкуренции в отрасли является одним из самых высоких в РФ.

В республике насчитывается более 6 тыс. объектов розничной торговли с общей торговой площадью более 600,8 тыс. кв. м, более 1 тыс. объектов общественного питания общей вместимостью свыше 60 тыс. посадочных мест, предприятий, оказывающих бытовое обслуживание населению, более 3200 единиц.

На долю местных производителей, реализуемых продукцию на территории Республики Бурятия приходится около 24%, а на долю ввозимых из других регионов РФ и из-за рубежа товаров приходится 76%.

На продовольственном рынке Республики Бурятия доля местных товаропроизводителей довольно высока по следующим товарным позициям:

− мясорастительные консервы– 70%;

− изделия колбасные – 80%;

− мясо – 65%.


К основным проблемам развития данного сектора в Республике Бурятия относится:

-недостаточное развитие современных сетевых торговых форматов;

- низкое качество услуг в сети общественного питания и бытового обслуживания.

Основная цель развития торговли – создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли.

Задачи:

- модернизация и развитие сети;

- повышение качества услуг.

Основные инвестиционные проекты.

- Ввод новых объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания за счет нового строительства и реконструкции.

- Развитие системы потребительской кооперации для реализации продукции местных производителей.

- Развитие региональной и муниципальных систем Интернет-торговли.
Кредитно-финансовая система
1. Современное состояние, цели задачи развития кредитно-финансовая системы Республики Бурятия.

Кредитно-финансовая система является одним из важнейших элементов экономики Республики Бурятия, поскольку в ней происходит перераспределение денежных потоков, созданных в процессе деятельности экономических агентов, инвестиций, перераспределение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности. Как субъект РФ Республика Бурятия находится в рамках единого экономического и рублевого пространства и имеет определенные особенности состояния экономики, финансового сектора. При этом, с одной стороны, она формируется под воздействием объективных внутренних и внешних экономических факторов, а с другой, - определяет ключевые условия функционирования всей экономики в целом. В условиях экономического кризиса, спада производства в республике показатели финансово-кредитной сферы резко ухудшаются. По показателям закредитованности и невозврата банковских кредитов республика занимает одни из лидирующих позиций в России.

Концепция развития кредитно-финансовая системы отражает основные направления регулирования денежно - кредитной сферы, взаимоотношений органов управления кредитно-финансовой политикой республики, банков и других участников кредитно-финансовых отношений в республике.

Целью республиканской денежно - кредитной политики является создание условий для максимального привлечения инвестиционных ресурсов для ускоренного развития экономики Бурятии, а также денежно-кредитного обеспечения эффективного функционирования экономических агентов как необходимой предпосылки экономического роста. Исходя из цели к основным задачам денежно - кредитной политики в республике относятся:

- реструктуризация банковской системы, увеличение вклада банковской системы в ускорение развития республиканской экономики;

- обеспечение устойчивого функционирования финансово-кредитной сферы республики, в том числе оптимизация структуры денежной массы;

- обеспечение всеми необходимыми финансово-кредитными ресурсами всех хозяйствующих субъектов для их эффективной деятельности.


2. Основные направления республиканской денежно - кредитной политики:

2.1. Оптимизация структуры денежной массы.

Степень монетизации характеризуется соотношением объема денежной массы и ВРП и в настоящее время составляет в республике примерно 20%. Исходя из экспертных расчетов, для нормального обеспечения оборота капитала в производственной сфере и сфере обращения республики необходимо как минимум более чем двукратное увеличение денежных ресурсов в экономике республики.

Меры по оптимизации структуры денежной массы, реализуемые республиканскими органами государственной власти, включают следующие направления:

- Увеличение объемов валового регионального производства, а также вывоза продукции за пределы республики, в том числе на экспорт.

- Улучшение состояния расчетов предприятий посредством:

- проведения реструктуризации задолженности предприятий в республиканский, местный бюджеты, включая списание пени и штрафов, безнадежной к взысканию недоимки;

- проведения внутрирегиональных зачетов взаимных требований предприятий, организаций, бюджета;

- определения неплатежеспособных, бесперспективных предприятий, являющихся устойчивыми неплательщиками, и осуществления процедуры их банкротства, что позволит уменьшить число генераторов неплатежей и окажет положительное влияние на общее состояние расчетов;

- развития вексельных расчетов.

2.2. Активное использование банковских кредитных ресурсов для удовлетворения потребностей реального сектора в финансовых средствах.

Правительству Республики Бурятия необходимо совместно с коммерческими банками определить основные направления кредитования в соответствии с приоритетами промышленной политики. Это будет способствовать использованию банковских кредитных ресурсов в целях структурных преобразований в реальном секторе экономики, в свою очередь определяющих улучшение состояния денежного обращения.

Для снижения рисков, повышения кредитной активности банков, уменьшения процентных ставок по банковским кредитам целесообразно:

- предоставление гарантий Правительства Республики Бурятия при кредитовании ведущих предприятий экономики;

- льготирование со стороны Правительства Республики Бурятия процентных ставок по предоставляемым кредитам;

- привлечение вкладов населения под гарантии Правительства для инвестирования приоритетных проектов;

- определение высокоэффективных инвестиционных проектов по производству товаров народного потребления и импортозамещающих товаров;

- синдицированное кредитование инвестиционных проектов;

- создание залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий;

- выпуск корпоративных облигаций предприятиями;

- выпуск облигационных целевых займов;

- предоставление банкам режима льготного налогообложения в части республиканского, местного бюджетов, стимулирующего увеличение вложений в экономику.

3. Развитие системы оптово - розничной торговли, включая:

- восстановление в районах сети райпотребкооперации, заключение соглашений с крупными оптовиками по обслуживанию предприятий райпотребкооперации;

- расширение сферы применения ККМ в розничной торговле.

- расширение практики открытия банковских счетов предпринимателями - физическими лицами.

- развитие системы платежей с использованием пластиковых карт.

2.3. Реструктуризация и регулирование банковской системы

Наличие стабильно функционирующей банковской системы обеспечивает оказание базового комплекса услуг, своевременное проведение платежей, возможность использования финансовых инструментов для развития экономики. В настоящее время на территории Республики Бурятия работают только филиалы федеральных финансово-кредитных и страховых организаций. В связи с отзывом лицензии у ОАО "Байкалбанк" прекращены банковские операции в его филиалах, расположенных в республике, операции с физическими лицами, другими клиентами. В этих условиях значительное развитие в республике получил теневое кредитование как физических лиц, так и малый и средний бизнес под сверхвысокие проценты.

Целью реструктуризации банковского сектора республики является формирование ядра финансово - устойчивых кредитных учреждений посредством либо организации тесного взаимодействия с одним или несколькими (пулом) ведущих российских банков, либо организации в будущем регионального структурообразующего банка и страховой компании.

Реструктуризация банковской системы, участие кредитных организаций в обеспечении экономического роста предполагают взаимодействие Правительства и коммерческих банков, предусматривающее:

- со стороны Правительства - создание условий, способствующих увеличению вложений банков в экономику региона, определение направления кредитования в соответствии с приоритетами развития экономики;

- со стороны кредитно-финансовой организации - проведение активных операций с учетом интересов республики.



Пилотные проекты в финансово-кредитной сфере Республики Бурятия:

● рассмотрение вопроса об организации регионального коммерческого банка и страховой компании;

● рассмотреть вопрос о введении на территории республики нового вида вклада с целевым размещением привлеченных средств в экономику республики под гарантию Правительства РБ;

● рассмотреть вопрос об организации выпуска пилотными предприятиями корпоративных облигаций для привлечения заемных средств;

● организация выпуска целевых облигационных займов для реализации пилотных проектов экономики Бурятии;

● проработать вопрос о создании залогового фонда за счет ликвидных активов предприятий;

● разработать план мероприятий по сокращению теневого налично - денежного оборота в экономике республики.
В условиях нарастающих инновационных изменений следует отметить комплексное воздействие инфраструктуры на стратегическое развитие региона, позволяющее обеспечить привлекательность и безопасность развития регионов. Реорганизация и модернизация инфраструктурных систем позволяет диверсифицировать территориальное размещение населения и бизнеса в рамках стратегии территориального планирования, устраняя экономические, социальные и экологические проблемы на неблагополучных территориях и оптимизируя условия жизнедеятельности населения и бизнеса.

В Республике Бурятия наибольший вклад в формирование валового регионального продукта вносит рыночная и социальная инфраструктуры, транспортная и энергетические составляющие инженерно-коммуникационной инфраструктуры. В целом доля инфраструктуры в ВРП республики составляет около 60%. Такая ситуация характерна для регионов со слабым развитием сектора реальной экономики, отсутствием четко выраженной региональной специализации.

В настоящее время проявляется тенденция сокращения ценовой и территориальной доступности инфраструктурных услуг, роста издержек субъектов на инфраструктурные услуги, невозможности модернизации инфраструктуры освоенного экономического пространства и развития инфраструктуры на территориях экономического освоения.

Можно также отметить продолжение процессов транзитивных преобразований экономических отношений в отраслях инфраструктуры между бюджетным и рыночным обеспечением финансирования отраслей

Копирование и развитие по территории региона традиционных инфраструктурных систем с использованием давно применяемых технологий и организационно-экономических механизмов государственного инвестирования в существующей сложной финансовой ситуации не имеет перспективы. В настоящее время, помимо задачи поддержания и реновации существующих систем, стоит задача поиска новых подходов к формированию инфраструктуры стратегического развития. При этом речь должна идти как об инновационных технологиях и элементах инфраструктурной системы, так и об инновационных организационно-экономических механизмах их внедрения.

Основная цель развития инфраструктуры – обеспечение доступности, достаточности, надежности и качества инфраструктурных услуг на всей территории региона.

Основной задачей государства является проектирование, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства, обеспечивающей функционирование субъектов размещения локальной инфраструктуры стратегического развития и субъектов экономики в зонах территории страны или региона, выбранных за основу точек роста.

В условиях недостатка финансовых ресурсов стоит проблема взаимодействия государства, бизнеса и населения в развитии инфраструктуры. При этом государство более заинтересовано в предоставлении инфраструктурных услуг как общественных благ, а интересы бизнеса прежде всего направлены на получение прибыли. Согласование и обеспечение сбалансированности интересов требует расширения механизмов стратегического государственно-частного партнерства в инфраструктуре, в том числе с привлечением в него населения.

Наибольшую необходимость в модернизации и развитии в Республике Бурятия имеет часть социальной инфраструктуры, в первую очередь, образование и здравоохранение, а также практически вся инженерно-техническая инфраструктура, особенно газоснабжение, которое практически не развито в регионе, что делает энергетику республики заведомо неконкурентоспособной и экологически вредной, особенно учитывая тепловую ориентацию производства электроэнергии.

Задачу модернизации и дальнейшего развития инфраструктуры можно решить только через:

- повышение отраслевого технологического уклада с применением комбинированных дискретных и непрерывных сетевых структур;

- интеграцию возможностей субъектов разного уровня в инфраструктуре стратегического развития;

- формирование конкурентной среды крупного, среднего и малого инфраструктурного бизнеса с наличием разных форм собственности;

- применение проблемно-ориентированного проектно-программного подхода к стратегическому развитию рынка инфраструктурных услуг;

- развитие удаленных (дистанционных) форм предоставления инфраструктурных услуг, позволяющие значительно снизить финансовые затраты, прежде всего, в социальных и рыночных инфраструктурных услугах;

- применение механизмов государственно-частного стратегического партнерства для формирования и функционирования субъектов инфраструктурного обеспечения освоения территории региона.

В качестве основных механизмов развития инфраструктуры можно выделить:

- формирование инфраструктурных зон опережающего развития в точках роста при непосредственном участии государства;

- формирование инфраструктурной инновационно-инвестиционной платформы как набора предлагаемых бизнесу для участия в формировании и реализации пакетов инфраструктурных услуг и сопровождением их инфраструктурным посредником.