Инвестиционный механизм развития экономики Республики Бурятия
Стратегические механизмы реализации программы развития Республики Бурятия
Цель, задачи, основы инвестиционного механизма развития региона
Общий портфель реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов в Республике Бурятия по состоянию на 15.08.2017 г. составляет более 70 инвестиционных проектов на сумму около 400 млрд.руб. Объем инвестиций в основной капитал в экономику Республики Бурятия по данным Минэкономики РБ за счет всех источников за период 2017-2022 годы составит по базовому варианту - более 230 млрд.рублей, по целевому – более 245 млрд.рублей.

В то же время Бурятию в настоящее время можно отнести к регионам с падением емкости инвестиционного рынка. В данном случае это напрямую связано с тем, что заявляемые инвестиционные проекты не отражают реальные возможности потенциальных инвесторов. Дефицит инвестиционных средств обуславливается снижением темпов экономического роста и ростом реализуемых в регионе рисков, что приводит либо к перетоку инвестиционных ресурсов в другие регионы либо к изменению их направленности в сферу потребления. Ключевой задачей стратегии является поиск механизмов, позволяющих решить проблему деградации экономического потенциала.

Цель инвестиционного механизма среднесрочного развития Республики Бурятия - максимально эффективное использование ограниченных инвестиционных ресурсов для реализации наиболее приоритетных социально-экономических проектов с наибольшим мультипликативным эффектом.

В рамках реализации данной Программы в области инвестиций усилия органов государственного и муниципального управления Республики Бурятия должны быть направлены на решение следующих задач:

● консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ;

● привлечение банков, страховых, аудиторских компаний, консалтинговых фирм к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности в республике, оказание услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов;

● содействие в формировании местного страхового рынка, небанковских инвестиционных институтов, лизинговых компаний и создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.


Повышение эффективности использования инвестиционных средств напрямую зависит от следующих факторов:

1. Сроков и условий окупаемости инвестиционных проектов;

2. Очередности проектов;

3. Величины мультипликативного эффекта от их реализации.


Одна и та же величина инвестиций в зависимости от характера и направления их использования может дать совершенно разные эффекты для экономики, вплоть до отрицательных. Поэтому последовательность запуска инвестиционных проектов, их взаимосвязь, логика инвестиционного процесса и его управления играют огромную роль в успешности экономического развития, эффективности управления региональным ростом.

Перечень инвестиционных проектов в Программе разбит по каждому блоку, где также указаны их наиболее оптимальная очередность и сроки старта проектов. При этом разные блоки играют свою объективную роль в функционировании всего инвестиционного и экономического механизма. Так, ввод туристических проектов невозможен безвведение в действие объектов инфраструктуры, очистных сооружений и т.д. Подобные ошибки в инвестиционном планировании означают снижение эффекта инвестиционных вложений, и даже их потерей.

В то же время наличие большого количества предпосылок для организации производств в сфере машиностроения, пищевой, легкой промышленности и производства строительных материалов (промышленных площадок, зданий, производственных сооружений, инфраструктуры, кадров) могут существенно снизить стартовые вложения и повысить их отдачу для республики и потенциальных инвесторов. Помимо этого данные проекты обладают высоким кумулятивным эффектом, являясь основной для активизации вспомогательных и дополнительных производств, решения социальных и экологических вопросов Бурятии. Так, например, строительство стекольного завода позволит организовать сбор и переработку боя стекла, что позволит резко улучшить экологическую ситуацию во всем Байкальском регионе и снизит издержки на их утилизацию.

В качестве элементов инвестиционной стратегии позволяющей повысить эффективность использования ресурсов выделяются:

● формирование компенсирующих крупных инвестиционных проектов имеющих стратегический характер и устраняющий диспропорции в развития;

● инвестиции в базовые проекты роста потенциала, которые даже при больших ресурсных потребностях, увеличивают потенциал;

● обеспечение непрерывного инвестиционно-инновационного развития с целью определения времени «опережения» запуска средних и мелких инвестиционных проектов компенсирующих спад экономического потенциала;


При этом к традиционным критериям оценки эффективности инвестиционных проектов предлагается добавить следующие:

● прирост валового регионального продукта;

● долгосрочность «жизненного цикла» проекта;

● мультипликативный эффект;

● потенциал импортозамещения;

● технологическая инновационность проекта.


Таким образом все потребности в инвестициях для обеспечения экономического роста могут быть разделены на три группы:

● инвестиции в интенсификацию экономики, повышение коэффициента использования возможностей экономической и производственной системы;

● инвестиции в совершенствование экономической системы, ее развитие в рамках существующих ныне условий;

● инвестиции в изменение, построение новой экономической системы, организационно-структурную перестройку, приводящую к новой экономической системе республики.


При этом под источниками инвестиционных ресурсов экономического развития республики рассматриваются не только средства государственного бюджета всех уровней, но и привлеченные источники, в том числе собственные средства предприятий и организаций, а также прямые иностранные инвестиции. Условием реализации всех инвестиционных проектов должно быть долевое участие негосударственных инвесторов. Чрезвычайно важно создать Единую базу данных по инвестиционным проектам и потенциальным инвесторам в РБ. В качестве оператора такой базы данных может выступать Фонд Регионального Развития РБ. Предоставление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес-планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям. При этом одним из главных направлений деятельности ФРР РБ по привлечению иностранных инвесторов является обеспечение доступа к информации, характеризующей состояние инвестиционной деятельности в республике. Таким образом, основная задача ФРР будет заключаться в привлечении внимания потенциальных инвесторов к Бурятии, показать привлекательные характеристики предприятий и условия осуществления инвестиционной деятельности.

Существенную помощь предприятиям РБ в привлечении иностранных инвестиций может также оказать организация инвестиционных конференций, форумов и семинаров в Бурятии, в том числе на Байкале, специальных курсов с привлечением представителей ведущих международных финансово-кредитных институтов и инвестиционных фондов.

Условия разработки модели инвестиционного роста экономики Республики Бурятия
Республика Бурятия располагает собственными специалистами и методиками необходимыми для разработки экономической модели инвестиционного роста экономики Республики Бурятия на российском и международном уровнях. Однако проведение подобного рода расчетов в настоящее время невозможно в связи с отсутствием единой базы инвестиционных проектов РБ, прозрачной финансово-экономической информации по ним.

Тем не менее, дальнейшее развитие стратегического планирования развития Республики Бурятия и формирования конкретных отраслевых и территориальных проектов и программ, бизнес-планов предприятий неизбежно предполагает сведение всех основных показателей в единую базу данных, их обработку и формирование инвестиционной модели развития республиканской экономики. Выходными данными такой модели должны быть:

● сроки и показатели окупаемости инвестиций;

● количество создаваемых рабочих мест;

● бюджетная эффективность инвестиций;

● прирост ВРП и НД республики, в том числе по годам и в отраслевом и территориальном разрезах.


Для подготовки таких расчетов необходимо в ближайшее время в качестве первоочередной меры по улучшению экономического управления республики создание специальной экспертной группы и организацию её работы в тесном взаимодействии со всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями РБ.