Внешнеэкономическая деятельность
Анализ внешнеэкономических связей Республики Бурятия
Республика Бурятия занимает стратегическое географическое положение на евразийском пространстве, имеющее не только собственно хозяйственное, но и геополитическое значение во всем мире. При объективной узости внутреннего рынка республики и близлежащих регионов РФ и крайне неудобной транспортной инфраструктуре на Востоке России, именно гигантский растущий рынок стран АТР могут выступить тем драйвером, который может обеспечить сбыт продукции республиканских предприятий и рост всей экономики Бурятии.

При этом удаленное от западной части России расположение Бурятии может выступить, наоборот, в роли конкурентного преимущества. По территории Бурятии проходят крупные федеральные автодороги и железнодорожные магистрали, такие как Транссиб и БАМ, связующие Запад и Восток России. На государственной границе России с Монголией в Бурятии размещено пять пунктов пропуска.

Будучи приграничной российской территорией с Монголией с общей границей протяженностью свыше тысячи километров, республика, являясь по сути связующим транспортно-коммуникационным мостом между Россией и Востоком Азии, имеет крайне выгодные возможности для установления внешнеэкономических отношений с Монголией, Китаем, доля которых в общем объеме внешнеторгового оборота на протяжении ряда лет находится в интервале от 30 до 50%, и другими странами АТР. Исторически, именно связи со странами АТР формировали структуру внешнеторгового баланса Бурятии, обеспечивая постоянное положительное сальдо превышения республиканского экспорта над импортом, которое колеблется от нескольких сотен миллионов долларов США до 1 млрд. Так, по итогам за 2016 г. общий товарооборот составил 577,4 млн. долларов США, из которых 464,6 млн. долларов США или 80,5% приходится на экспорт, 112,8 млн. долларов США или 19,5% – на импорт. В целом за период с 2007 г. среднегодовой темп прироста экспорта составил 19,9% при среднегодовом приросте ВРП республики 1,5%, что позволило увеличить экспорт за 9 лет в 4 раза.

Однако пока рост экспорта республиканской продукции в страны АТР осложняется внутренними проблемами экономики Бурятии. Экспорт товаров из Бурятии достаточно монополизирован – до 80% экспорта приходится на долю 10-ти больших предприятий.
На фоне банкротства большинства структурообразующих предприятий на протяжении ряда лет основная доля экспорта (примерно 60 %) в предыдущие годы приходилась на продукцию ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (авиационная техника и запасные части, комплектующие к ней). Рекордно высокий удельный вес продукции машиностроения в экспорте республики пришелся на 2011 г. - почти 75 %. Начиная с 2012 года продукция машиностроения стала занимать 40,9% экспорта. А 47% пришлось на минеральную продукцию. У нас идет вывоз минеральных продуктов (каменный уголь, вольфрамовый концентрат) . Мы вывозим каменный уголь в такие страны, как Китай, Корея, Япония и Малайзия. По данным таможенной статистики каменный уголь занимает в структуре экспорта примерно 50%. Остальной экспорт из Республики Бурятия связан в основном с экспортом сырья с низкой степенью переработки (вольфрамовый концентрат, продукция лесопиления и целлюлозно-бумажной промышленности, нефрит) и продовольственных товаров. Импорт готовой продукции преимущественно из КНР.

Основными факторами развития внешнеэкономических связей Республики Бурятия являются:

● наличие международного аэропорта, региональных участков Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали;

● приграничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии;

● близость к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона (к потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций).


Есть проблемы общего характера, которые испытывают практически все малые предприятия при решении задач по международного сотрудничества. Эти проблемы могут быть подразделены на внутренние (возникающие и действующие внутри предприятий) и внешние (создаваемые под влиянием складывающихся экономической конъюнктуры и рыночных условий).

К внутренним проблемам следует отнести:

● Ограниченные возможности выделения финансовых ресурсов на оплату маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, на реализацию программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров.

● Нехватка информации о состоянии региональных и международных товарных рынков, о конкурентной ситуации, о сложившихся на данный момент потребительских предпочтениях.

● Недостаточный уровень компетенции руководителей самих малых предприятий для выработки эффективных маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.


Наряду с проблемами внутренними существуют проблемы внешнего свойства. К ним следует отнести:

● Жесткое регулирование зарубежных рынков, дополнительные требования к упаковке, условиям транспортировки и хранения.

● Особенности функционирования малых предприятий на небольших рыночных сегментах, мелкая серийность их продукции, поскольку они не способны конкурировать с крупными зарубежными производителями по уровню удельных издержек на единицу продукции.

● Качество продукции малых предприятий заметно проигрывает лучшим зарубежным и отечественным аналогам из-за отсутствия возможности широкого использования в производстве современных технологий, материалов, сырья.

● Недостаточная информированность малых и средних предприятий о возможностях внешнеэкономической деятельности.


Практика поддержки экспортно-ориентированных МП в зарубежных странах показывает, что государство уделяет большое внимание именно этому сегменту малого бизнеса. Так, в Италии существует около 120 бюро по содействию экспорту МП. Они занимаются поиском партнеров, маркетинговым продвижением, организацией коллективных экспозиций на всемирно известных ярмарках и выставках в интересах МП и т.д. По аналогичному пути действовало Правительство Германии, создав в зарубежных странах, в том числе и в России, сеть бюро немецкой экономики, через которые ведется работа по подбору партнеров для немецких малых и средних фирм.
Цель, задачи и основные направления внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия
Главной целью внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия является повышение экспорта продукции предприятий Республики Бурятия на основе интеграции региона в систему мирохозяйственных связей и его специализации на наиболее эффективных направлениях развития региональной экономики.

Основными задачами в области внешнеэкономической политики Республики Бурятия являются:

● определение приоритетов развития экспортного комплекса республики и секторах экономики, которые в большей степени потенциально ориентированы на внешний рынок;

● формирование перечня пилотных республиканских предприятиях- экспортеров;

● повышение конкурентоспособности местной продукции на мировом рынке, в том числе через создание новых брендов под общей узнаваемой для покупателей маркой «Сделано в Бурятии» ("Made in Buryatia");

● повышение эффективности и защиты ключевых предприятий и отраслей с использованием всего спектра тарифных и нетарифных инструментов политики от недобросовестной конкуренции на внешних рынках;

● максимальное использование преимуществ приграничного положения республики. Прежде всего это касается развития взаимовыгодного товарного и производственного сотрудничества с Республикой Монголией (торгово-экономическое сотрудничество, развитие международного транспортного коридора "Чайный Путь"), а также КНР. Столица Бурятии г.Улан-Удэ являются одним важнейших на Востоке России транспортным узлом, объединяющим основные транспортные коридоры: Транссиб и Чайный путь;

● совершенствование механизмов осуществления и координации международных и межрегиональных коммуникаций, обеспечивающих продвижение интересов Бурятии на рынках товаров, услуг и капитала. Основные инструменты развития внешнеэкономических коммуникаций: заключение и координация реализации договоров и соглашений с субъектами РФ и регионами других государств; активная работа по информированию потенциальных инвесторов в России и за рубежом о факторах конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Республики Бурятия; взаимодействие с федеральными органами власти, потенциальными инвесторами и другими структурами, в том числе путем использования различных экономических и бизнес-форумов;

● создание эффективной информационной системы, способствующей получению информации потенциальных инвесторов и покупателей продукции предприятий Бурятии, включающей в себя разработку единой системы сбора, обработки и анализа статистических данных для обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности. Особое внимание при этом следует уделить формированию и регулярному обновлению единого календаря выставок и ярмарок, разработке механизма информирования всех заинтересованных предприятий и организаций.


Помимо этого приоритетные цели развития внешнеэкономических связей Бурятии с зарубежными странами видятся в:


● всемерном привлечении финансовых ресурсов в республику в форме прямых инвестиций в интересах реализации важнейших целевых программ развития регионального хозяйства;

● получение передовых технологий и опыта внедрения научно-технических достижений;

● активном включении в производственную кооперацию с зарубежными компаниями с получением продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

● обучение прогрессивным методам управления производством, повышения качества продукции, подготовки кадров, особенно для внешнеэкономической деятельности.


Данная целевая модель предполагает концентрацию усилий как органов управления, так и всех ключевых предприятий республики на развитии экспортоориентированных направлений экономики, повышении доли готовых изделий со высокой степенью добавленной стоимости в экспорте. При этом политика Бурятии должна быть построена на основе определения перспективных направлений специализации экономики республики в изменяющихся геоэкономических условиях. Чем больше республика будет использовать потенциал международного разделения труда, тем выше будут темпы её экономического роста и тем больше будет доля ВРП республики, которая будет сформирована за счет экспорта.


В настоящее время значительную часть экспорта республики, за исключением продукции машиностроения, составляют уголь, лесопродукция, нефрит и другие товары с крайне низкой степенью добавленной стоимости. В дальнейшем развитие внешнеэкономической деятельности республики предусматривает поэтапную направленную диверсификацию товарной структуры экспорта с расширением продукции высоких переделов, как промышленного, так и сельскохозяйственного производства.

Наиболее перспективными в стратегическом плане видами экспортных товаров и услуг РБ являются:

● продукция машиностроения, приборостроения;

● экологически чистые продукты питания;

● услуги туризма, в т.ч. лечебно-оздоровительный туризм;

● лекарственные растения и препараты;

● медицинские услуги;

● изделия из нефрита и других поделочных и полудрагоценных камней местного происхождения, ювелирная продукция;

● продукция деревопереработки;

● ИТ-продукция.


Для продвижения данных продуктов необходимо уделить максимальное внимание всех органов управления республики, использовать весь спектр инструментов для поддержки их производства и реализации на экспорт. При этом на первом этапе (2017-2018 гг.) предполагается провести диверсификацию экспорта путем мобилизации, консолидации и комбинирования на основе уже имеющихся конкурентных преимуществ действующих предприятий республики.

Второй этап (2019-2022 гг.) предусматривает уже диверсификацию экспорта путем введения в экспортный оборот новых товаров и услуг, отвечающих мировым стандартам, на материальной базе новых производств на территории республики на основе самых современных технологий. Инновационная диверсификация товарной структуры должна быть направлена на преодоление негативного тренда на усиление сырьевой направленности экспорта экономики Бурятии и, следовательно, на всемерную поддержку увеличения в структуре экспорта продукции перерабатывающей промышленности. Также одним из направлений инновационной диверсификации товарной структуры является дальнейшее проведение мониторинга спроса потенциальных покупателей из зарубежных стран и других регионов России.

Решение этих задач позволит сконцентрировать имеющиеся и привлекаемые ресурсы на ключевых направлениях развития хозяйственного комплекса региона, в том числе – его внешнеэкономической составляющей, и обеспечит устойчивое и эффективное поступательное вхождение экономики республики в структуру мирохозяйственных связей. Основными направлениями потенциального экспорта являются страны АТР и прежде всего Китай, Монголия, Ю.Корея и Япония.

Главной целью Республики Бурятия является увеличение экспорта продукции местных предприятий с высокой степенью добавленной стоимости с учетом экологических требований к её производству.

Наиболее приоритетные проекты в этой области:

● увеличение пропускной способности международного транспортного перехода в г.Кяхта;

● организация свободной экономической зоны "Кяхта-Алтан-Булак";

● создание республиканской внешнеэкономической корпорации "Торговый Дом Бурятии" при участии заинтересованных компаний;

● модернизация международного аэропорта "Байкал" г.Улан-Удэ и кардинальный пересмотр тарифной политики по обслуживанию как российских, так и зарубежных авиакомпаний;

● строительство ЛЭП-110 из Республики Бурятия до населенного пункта Тушин Селенгинского аймака Монголии;

● строительство международного мультимодального транспортного узла в г.Улан-Удэ;

● организация международного транспортно-логистического узла в Иволгинском районе;

● строительство складов временного хранения для хранения и перевалки грузов в Кяхтинском и Иволгинском районах РБ;


заключение соглашений с зарубежными странами о поставках на экспорт продукции предприятий РБ на базе республиканской внешнеэкономической корпорации "Торговый Дом Бурятии" при участии заинтересованных компаний.