Экологические аспекты социально-экономического развития Республики Бурятия
Анализ ситуации и основных эколого-экономических тенденций
Особенностью правового регулирования деятельности на Байкальской природной территории (БПТ) является то, что она включена одновременно в следующие зоны: объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал», центральную и буферную экологические зоны БПТ, водоохранную и рыбоохранную зоны озера Байкал, правовой режим каждой из которых регламентируется разными правовыми актами, устанавливающими ограничения, влияющие на жизнедеятельность населения.

Наличие на территории республики большей части акватории крупнейшего в мире озера Байкал – объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО - и особого статуса его охраны ограничивает хозяйственную деятельность на 80% территории Республики Бурятия ("Байкальский фактор"), что обуславливает неустойчивое экономическое развитие региона, несовершенство локальных рынков товаров, услуг и ресурсов, отсталые технологии, недостаточный уровень развития инфраструктуры.

Отсутствие целенаправленного последовательного системного подхода в управлении охраной озера Байкал и прилегающих территорий на протяжении десятков лет привели к появлению серьезных проблем экологии озера и негативных масштабных последствий: снижение уровня воды в озере; изменение качества воды из-за отсутствия достаточного количества очистных сооружений, соответствующих современным требованиям, привело к тотальному росту загрязнения озера, неконтролируемому росту отдельных бактерий и водорослей и уничтожению некоторых видов байкальских эндемиков; падение уровня жизни и огромная безработица особенно в сельских районах республики привели к неконтролируемому браконьерству, хищнической вырубке лесов, безудержному вылову рыбы и заготовке дикоросов. Как логический результат слабого управления - рост пожаров и мусорных свалок. Если не принять срочных действий по решению этих проблем, то в самое ближайшее время их последствия примут могут принять необратимый характер.

Коренные структурные преобразования в экономике Республики Бурятия, приведшие к резкому сокращению объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, а также ограничения хозяйственной деятельности, связанные с «байкальским фактором», в определенной степени повлияли на снижение антропогенного воздействия на природные комплексы. За период 1995-2015 гг. абсолютные объемы выбросов в атмосферу от стационарных источников уменьшились на 12 тыс. т, забор воды из природных источников снизился более чем на 112 млн. куб. м, сброс сточных вод – на 120,5 млн. куб. м. Вместе с тем, за период 2000-2015 гг. увеличились объемы образования отходов производства и потребления и площади несанкционированных свалок (табл. 1 Приложения 2).

Удельные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в расчете на 1 млн. руб. ВРП сократились в 26 раз, в расчете на душу населения – более чем в 2 раза. Использование воды на хозяйственно-питьевые нужды в расчете на 1 человека сократилось в 2 раза (табл. 2 Приложения 2). В то же время следует отметить, что есть все основания полагать, что в данных показателях были учтены не все источники загрязнений, в частности туристические базы, частные пансионаты и другие децентрализованные источники загрязнения окружающей среды. Примером может служить ситуация на о.Котокель, где произошла вспышка "гаффской болезни" исчезнувшая лишь после резкого сокращения антропогенной нагрузки на озеро.

Краткие выводы из сравнительного анализа динамики эколого-экономических показателей развития субъектов БПТ, СФО и России в целом (табл. 3, 4 Приложения 2):

- Динамика показателей сбросов загрязненных сточных вод на душу населения и на 1 тыс. руб. ВРП в Республике Бурятия за последние 10 лет значительно ниже показателей в РФ, СФО и Иркутской области. При этом среднедушевой сброс в РБ снизился в 4 раза, тогда как в России, СФО, Иркутской области и Забайкальском крае – в 1,5-2 раза. Еще больше снизился сброс загрязненных сточных вод на 1 тыс. руб. ВРП – в Бурятии он самый низкий и уменьшился по сравнению с 2000 г. в 28 раз (по РФ – в 11,7 раз, по Иркутской области – в 10,9 раз, по СФО – в 10,5 раз, по Забайкальскому краю – в 6,8 раз);

- Динамика удельных экономических показателей - по производству ВРП на душу населения и по объему инвестиций в основной капитал на 1 жителя Бурятия - отстает от среднероссийского уровня, среднего показателя по СФО, а также от Иркутской области и Забайкальского края.

- Показатель удельного веса природоохранных инвестиций в инвестициях в основной капитал в Республике Бурятия, несмотря на значительные колебания в период с 2000 г., остался примерно на уровне 2000 г. (1,7-2 %), тогда как в России уменьшился в 1,6 раза, в Иркутской области – в 2,6 раза, в Забайкальском крае увеличился в 1,6 раза;

- Хуже с показателем природоохранных фондов в общей стоимости ОПФ: если в Бурятии в 2000 г. этот показатель был выше среднероссийского показателя в 1,3 раза, ИО – в 1,2 раза, ЗК – в 2,5 раза, то в 2011 г. – ниже показателя РФ в 2,3 раза и самый низкий среди субъектов БПТ (ИО – в 4 раза, ЗК – в 1,1 раза). В целом за период 2000-2011 гг. показатель РФ уменьшился в 3 раза, в Республике Бурятия – в 9,5 раз, в Иркутской области – в 1,9 раза, в Забайкальском крае - в 3,5 раза;

- Совокупный объем природоохранных инвестиций в Бурятии за весь постсоветский период составляет 81,7 млн. руб. (в ценах 1990 г.). Эта сумма меньше средств в охрану природы, которые выделялись в годы выхода первых постановлений по охране Байкала: периода 1976-1980 – в 2 раза; 1981-1985 – в 1,3 раза; 1986-1990 – в 2,3 раза. Сокращение природоохранного финансирования сказалось, в частности, на состоянии объектов ЖКХ в центральной экологической зоне БПТ, непосредственно влияющих на прибрежные экосистемы: износ основных фондов (очистного оборудования и сетей) составляет 70-90% и выше - на отдельных участках. В себестоимости очистки сточных вод – нулевая амортизация основных фондов, что означает их полный износ.




Таким образом, на сегодня узкие места Республики Бурятия по сравнению с Россией и соседними регионами – низкое среднедушевое производство ВРП, неэффективные инвестиции в экономику и в охрану природы, крайне высокий износ природоохранных фондов. Выполняя главную роль по сохранению природоохранной зоны о.Байкал, экономика Республики Бурятия в условиях управленческого кризиса не смогла адаптироваться к современным рыночным условиям, допустила полный развал системы обеспечения экологических ограничений, что создало к настоящему моменту угрозу сохранения величайшего мирового достояния - озера Байкал и всей окружающей среды в регионе.
Цель, задачи и направления эколого-устойчивого экономического развития региона
Главная цель в области экологии - обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Бурятия в условиях экологических ограничений – снижение экологических издержек (потерь и упущенных выгод).

Без использования программно-целевого метода при реализации природоохранных мер на Байкальской природной территории не будет достигнуто сбалансированное решение задач социально-экономического развития Республики Бурятия и задач по охране озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, что приведет к развитию тенденции загрязнения озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия. Поэтому уже на данном первом этапе среднесрочного развития республики необходима срочная разработка механизмов и инструментов получения прямых и косвенных выгод, всемерная поддержка инициатив использования нашего основного природного актива (оз. Байкал) и развитие тех производств, которые адекватны имеющемуся природно-ресурсному потенциалу и могут быть рентабельными в границах ассимиляционного потенциала конкретных территорий их размещения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

● сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории. В этих целях планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения и канализации;

● снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению. В целях решения этой задачи планируются мероприятия по строительству и реконструкции объектов размещения отходов, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций, а также по ликвидации накопленного экологического ущерба;

● повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по созданию инфраструктуры охраны окружающей среды, проведению противопожарных мероприятий по защите особо охраняемых природных территорий;

● сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по осуществлению мониторинга биологического разнообразия, изучению структуры и динамики природных комплексов заповедников и сохранению находящихся под угрозой исчезновения эндемичных объектов растительного и животного мира;

● развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по совершенствованию методологии и технологии экологического мониторинга, включая расширение и модернизацию государственной сети наблюдения, автоматизацию процессов сбора, обработки и передачи информации;

● развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории. В целях решения этой задачи предусматриваются мероприятия по строительству и реконструкции берегоукрепительных сооружений.




Основные направления снижения негативного воздействия на окружающую среду:


● Совершенствование систем очистки выбросов, переход на более экологичные энергоносители (природный газ, электроэнергию, древесные отходы и возобновляемые источники энергии);

● Строительство систем водоотведения и очистных сооружений в крупных населенных пунктах, в местах концентрации туристско-рекреационной деятельности;

● Совершенствование системы управления отходами, строительство полигонов, ликвидация сбросов жидких бытовых отходов в Байкал, утилизация отходов, накопленных в прошлом;

● Создание инфраструктуры для вторичной переработки отходов.


Институциональные аспекты (первоочередные задачи):

● Совершенствование законодательства в части ревизии целей и задач системы управления всей Байкальской природной территорией, упорядочения системы экологической регламентации и существующих эколого-экономических конфликтов (границы центральной экологической зоны, водоохранной зоны, земельные вопросы и пр.);

● Формирование источников финансирования и государственной поддержки первоочередных мероприятий по развитию локального водоотведения, теплоснабжения и обращения с отходами в рекреационных местностях и населенных пунктах центральной экологической зоны БПТ, внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), обеспечивающих достижение нормативов качества окружающей среды на БПТ, а также стимулированию безопасной переработки экологически вредной продукции;

● Расширение платы за экосистемные услуги (плата за посещение ООПТ, курортный сбор и пр.) на основе оценки природного капитала экосистемы Байкала.




Перечень ключевых проектов сформирован на основе предложений Правительства Республики Бурятия для включения в паспорт Приоритетного проекта «Великое озеро великой страны».


Основные блоки перечня ключевых проектов:

1. Модернизация и строительство (при необходимости) канализационных очистных сооружений и систем водоотведения на основных источниках загрязнения оз. Байкал (с приоритетом Центральной экологической зоны и объектов со сбросом в р. Селенга)–свыше 30 проектов на общую сумму 16512,9 млн. руб.;

2. Строительство портов и причальных сооружений, оборудованных пунктами приема и временного хранения отходов и сточных, подсланевых вод с судов и плавучими очистными станциями вблизи населенных пунктов – 12 проектов на сумму 762 млн. руб.;

3. Строительство одного экологического судна танкера-буксировщика (500 млн. руб.);

4. Организация работ и акций по очистке береговой линии озера Байкал от скоплений органического материала вблизи прибрежных населенных пунктов г. Северобайкальск, с. Усть-Баргузин и с.Максимиха Баргузинского района, с. Горячинск, с. Турка и с. Гремячинск Прибайкальского района, с. Выдрино, с. Танхой, с. Клюевка, г. Бабушкин, с. Энхэлук, с. Посольское, с. Исток Кабанского района (145,4 млн. руб.);

5. Реконструкция Баргузинского, Селенгинского, Большереченского рыбоводных заводов, Гусиноозерского осетрового рыбоводного хозяйства, строительство рыбоводного завода в п. Нижнеангарск, строительство научно-экспедиционного судна для ресурсных исследований водных биологических ресурсов в озере Байкал, создание временных передвижных рыбоводных пунктов – 5 проектов общей стоимостью 1678 млн. руб.;

6. Оснащение пожарно-химических станций лесопожарной техникой и оборудованием в соответствии с установленными нормативами (640 млн. руб.);

7. Реконструкция (расчистка) магистральных каналов оросительно-осушительной системы и обводнение земли сельскохозяйственного назначения в целях предотвращения торфяных пожаров(300 млн. руб.);

8. Реконструкция и строительство защитных и гидротехнических сооружений (10 проектов общей стоимостью 5560 млн. руб.);

9. Реконструкция и строительство берегозащитных сооружений в населенных пунктах с наибольшим риском для экологии оз. Байкал(5 проектов общей стоимостью 502 млн. руб.);

10. Строительство и реконструкция площадок накопления ТКО, полигонов ТКО, мусороперегрузочных станций, мусороперерабатывающих заводов(свыше 40 проектов общей стоимостью 12986 млн. руб.).




Общая стоимость реализации проектов в области экологии и охраны окружающей среды составляет 41281,3 млн. руб., из них из федерального бюджета – 33820,1 млн. руб. (81,9%), из бюджета Республики Бурятия – 1922,0 млн. руб. (5,7%). Основной потенциальный источник финансирования: ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», которая предполагается к продлению до 2025-2030 гг.

За счет внебюджетных источников на сумму в 5857,9 млн. руб., или 14,2% от общей стоимости проектов, предполагается реализация следующих крупных проектов:

– Установка локальных очистных сооружений (ЛОС) в частном секторе прибрежных сельских поселений (2420 млн. руб.);

- Строительство завода по термическому обезвреживанию отходов в г. Улан-Удэ (6,5 млрд. руб.).

Преобладание финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета обусловлено:

● ответственностью Российской Федерации за сохранение озера Байкал как уникального объекта всемирного природного наследия и требованиями особого режима хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории, установленными Федеральным законом "Об охране озера Байкал";


необходимостью реализации системы природоохранных мероприятий, относящихся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по рыболовству.